Абандоны на Оборонных островах Западного Архипелага Ладоги
Хейнясенмаа, Верккосаари, Воссинойсари, Мюккерикке, Рахмансари и еще несколько мелких островов - это и есть Западный Архипелаг. В народе их называют Оборонными потому что во время Зимней Войны 39-40 гг, на них располагались всевозможные финские укрепления, относящиеся к Линии Маннергейма. Также, на о.Рахмансари в сентябре 1941 года велись весьма тяжелые бои - финны успешно выбивали оттуда наших.
Архипелаг Хейнясенмаа
Хейнясенма
Хейнясенма
Артпозиция
Артпозиция
Радиация
Радиация
Бункер на Хейнясенма
Бункер на Хейнясенма
Начиная с 50х годов на островах Западного Архипелага располагались советские полигоны на которых испытывалось ОМП. В частности, на Хейнясенмаа имеются несколько зараженных зон, огороженных колючей проволокой и знаками радиации.
Хейнясенма
Хейнясенма
Хейнясенма
Хейнясенма
Артпозиции
Артпозиции
На самом деле, Хейнясенмаа - это целый архипелаг. Состоит он из трех больших островов, и еще нескольких, поменьше. Самый крупный из них, собственно Хейнясенмаа, на севере от него - маленький островок Макаринсари, еще севернее - Кугрисари. На Макаринсари расположен радиоактивный могильник, про зараженность Кугрисари точных сведений нет. Южная часть Хейнясенмаа - не заражена.
Хейнясенма
Хейнясенма
Остатки техники
Остатки техники
Ржавые остатки
Ржавые остатки
По словам местных, вплоть до 53 года, Хейнясенмаа был полигоном для испытания ОМП. Испытывались там особые снаряды и бомбы, распыляющие радиоактивный аэрозоль над противником. Для наглядной оценки поражающих средств оружия на остров были высажены всевозможные крысы и прочие мелкие животные. Собственно эти твари там и уничтожались, а никаких работ по очистке территории не проводилось.
Петя
Петя
Тот самый трофейный немецкий тральщик, переименованный нашими в «Кит» находился возле островов Хейнясенмаа в качестве плавучей лаборатории. Но однажды на нем случилась авария, в результате которой судно было сильно заражено радиацией. Местное военное руководство приняло решение затопить корабль, отбуксировав его на глубину. Персонал, чтобы не терять времени попусту, открыл кингстоны прямо на месте старта, между Хейнясенмаа и Кугрисари. Но немцы, как сказали нам местные, «даже тогда все делали на совесть, и тральщик моментально пошел ко дну, едва кингстоны были открыты». Таким образом, он и остался в мелководном проливе между островами аж до 90х годов.
Бетонная башня
Бетонная башня
Железо
Железо
Железо
Железо
После 53 года на островах Хейнясенмаа, а также на Бурневе был организован полигон по испытанию на прочность различной военной техники. Ездящие и летающие машины били и жгли, взрывали и топили, предварительно облепив кучей всевозможных датчиков. «Вот поставят Изделие в камеру, и давай его нагревать, до тысячи – двух тысяч градусов. Греют его и смотрят, что происходит. Вот сожгут так Игрушку, все показания снимут, а потом ученые целый год по испытаниям отчет пишут». Кстати один из орудийных двориков на Хейнясенмаа, о котором мы писали, был ни чем иным, как большой испытательной «горелкой». Что ж, промышленность тогда работала хорошо. Сделают опытный образец, и давай его курочить, а по результатам совершенствовать, так чтобы его ни авиабомба, ни пуля не брала, ни атомный взрыв.
Ржавчина
Ржавчина
Осмотр острова
Осмотр острова
Хейнясенма
Хейнясенма
Одновременно с этим всем на Ладоге всегда было очень много рыбаков, которые в неурочное время, когда на полигонах ничего не происходило, ловили рыбу и в радиоактивных водах около Хейнясенмаа, останавливались там на ночлег, коптили и вялили там свой улов. В 80е-90е, как известно, промышленность захирела, но при этом государство вдруг спохватилось – йомае – там же радиация!
Наблюдательный пункт
Наблюдательный пункт
Бункер на Хейнясенма
Бункер на Хейнясенма
Куча железа
Куча железа
«Потом вдруг вспомнили про это безобразие, стали очищать. Мы там полметра грунта снимали, потом его грузили в контейнеры и увозили в Сосновый Бор, в могильник. К нам ребята приезжали, РХБЗ, которые в Чернобыле работали, говорили, в некоторых местах излучение было, до очистки, посильнее, чем на ЧАЭС сразу после аварии.
Военные у Хейнясенма
Военные у Хейнясенма
Да, помню, там до этого была всегда тишина – ни птиц, никого. А вот когда грунт уже вывезли, все собрали когда, сидим как-то с сержантом Васечкиным на камне, курим, и тут раз – чайка закричала, где-то слышу – птичка зачирикала, да... А тральщик в 93-м на Новую Землю утащили, там где-то и затопили», рассказывал нам один водитель из Приозерска.
Местные конкретно не уточняли, где именно снимался грунт и велась интенсивная очистка. Возможно, они имели в виду Макаринсари, Кугрисари, и другие маленькие островки, относящиеся к Хейнясенмаа. На самом Хейнясенмаа (островов Хейнясенмаа много – один большой и несколько маленьких кучкой), явно ничего не убиралось, и хорошо – все это железо представляет для путешественника немалый интерес.
Также, нам поведали, что испытания техники проводятся и по сей день, но редко. Кстати именно об этом нас предупреждали военные, с которыми мы в прошлом году повстречались на Хейнясенмаа. Те сказали, что в этом году там будут проводиться некие мероприятия, и что если мы опять захотим придти туда во время этих мероприятий – нас не пустят.
Отсров Верккосаари
На Верккрсаари ни полигона, ни могильника нет, лишь старые финские позиции, пара стрелковых ячеек да обжитый рыбаками блиндаж.
Блиндаж
Блиндаж
Маяк
Маяк
Тумба
Тумба
Блиндаж
Блиндаж
Вообще, надо сказать, что люди на острове бывают, но весьма редко - это было видно по иногда встречающемуся мусору. Кроме того, мимо острова достаточно часто проходят рыболовные суда, идущие на северо-восток между Верккосаари и Хейнясенмаа.
Остатки корабля на Верккосаари
Остатки корабля на Верккосаари
Корабль на Верккосаари
Корабль на Верккосаари
Остатки корабля
Остатки корабля
Остатки корабля
Остатки корабля
Остров представляет собой скальные берега высотой три-четыре метра, будто сложенные из черно-серых каменных блоков, а сверху - лес. По моим ощущениям, остров весьма стар выглядит как сплошной монолит. Все камни на углах округлые, обточенные водой и воздухом.
Дот
Дот
Огневая точка
Огневая точка
Дот
Дот
На восточной оконечности острова высота берегов понижается, а берег превращается в пологий скат из сплошного камня, плавно выдающийся в озеро мысом. С равными интервалами на высоких берегах видны удобные стрелковые ячейки, сложенные из дикого камня.
Огневая точка
Огневая точка
Мертвое железо
Мертвое железо
Осколки
Осколки
На северном берегу располагается бетонный блиндаж, обжитый людьми - там есть печка, нары и кое какая утварь. Чуть дальше на берегу лежат нос и корма от какого-то старинного корабля.
Об антикварности этих останков говорят клепаные соединения листов металла. Части эти местами порваны, а местами - порезаны автогеном.
Остров Рахмансари
Маяк на Рахмансари
Маяк на Рахмансари
На Рахмансари в период Второй мировой войны велись активные бои, но никаких артпозиций мы там не видели. Все, что есть интересного на острове - это маяк и дебаркадер.
Маяк на Рахмансари, судя по качеству и способу изготовления, относится к финскому периоду - он невысок, изготовлен из металла, все соединения клепаные и винтовые. Собственно, на нем нет ничего интересного, площадка наверху проржавела, ступать по ней приходится с опаской.
Дебаркадер же красив - огромная ржавая махина, лежащая брюхом на булыжниках.
Судя по всему, после постройки на верфи, его транспортировали куда-то на отделку, но по пути потеряли и бросили. Потом его прибило сюда. Днище дебаркадера было во многих местах пробито и погнуто камнями, и несмотря на то что он попал сюда прямо с завода, восстановить его было бы непросто. По шильду на некоем устройстве в его трюме, дебаркадер можно было датировать восьмидесятыми годами 20 века.
Дебаркадер на Рахмансари
Дебаркадер на Рахмансари
Заброшенный дебаркадер
Заброшенный дебаркадер
Дебаркадер
Дебаркадер
Дебаркадер
Дебаркадер
Дебаркадер
Дебаркадер
На дебаркадере
На дебаркадере
Дебаркадер
Дебаркадер
Материалы по теме: