Гжатский тракт. Дорога Хлеба и Крови.
Тракт (лат. большая дорога) — большая наезженная дорога, торный, езжалый путь, дорога почтовая.
9 мая 2009 года стартует очередной трофи-рейд "Гжатский тракт". Рейд организован командой Клуба внедорожных приключений Land4x4.
В преддверии это события хочется немного рассказать об истории этой замечательной дороги. Думаю эта информация будет полезна и участникам Рейда и просто путешественникам.
Гжатский тракт начинается в городе Юхнове Калужской области(а ранее - Смоленской) и заканчивается в Гжатске, Смоленской области (ныне - Гагарин).
Петр I.
Как и многое в России, Тракт своим рождением обязан Императору Петру. В 1719 году он издал указ о строительстве на берегу реки Гжать (притока Волги) торговой пристани. Северным губерниям был необходим кратчайший путь для подвоза продовольствия с юга России. Таким путем и стала новая Дорога, весьма качественная по меркам того времени. Город Юхнов служил перевалочным пунктом для караванов с юга. По прямой лесной дороге, к Гжати, тянулись подводы с хлебом, пенькой, воском, парусиной, табаком. В Гжатской слободе товары перегружали на баржи и водным путем отправлялись в северную Столицу. В лучшие времена от пристани уходило по 30 судов в день.
После того, как первый же "Гжатский" караван практически спас от голода строителей новой столицы, Петр приказал именовать Гжатскую пристань "житницей Петербурга". Гжатская слобода быстро росла, и в 1776 году по указу Императрицы Екатерины II, была преобразована в город. За заслуги в "продовольственной программе" на гербе Гжатска изображена баржа с хлебом.
Герб Гжатска
При Екатерине Гжатск становится современной укрепленной крепостью. С Гжатском связаны и события Войны 1812 года. В окрестностях города Михаил Илларионович Кутузов принял командование Русской Армией. Денис Давыдов начал боевую эпопею своего отряда тоже недалеко от Гжатска. Во время вступления в город наполеоновской армии Гжатск был сожжен, так же как и Москва.
Юхнов.
Начальная точка Тракта - город Юхнов - известен с 15-го века. До 18 века это было небольшое поселение, центром которого был Казанский мужской монастырь. По легенде своим названием село было обязано разбойнику Юхне, промышлявшему в этих краях. Существует и версия что Юхна и легендарный разбойник Кудеяр - одно и то же лицо. А Кудеяр (опять таки по одной из версий) был немного немало сыном Василия III, то есть братом Ивана Грозного.
Хотя, практически каждая Российская губерния готова похвастаться своим родством с разбойником. Те же Петушки, Тула, Саратов... И клады его закопаны от Юхновских лесов (Кудеяров холм на Угре [На карте ]) до... Волжских утесов.
Герб Юхнова
В 1777 году указом Екатерины II Юхнов стал городом. После строительства Гжатского тракта следующий импульс в своем развитии Город получил при прокладке Варшавского шоссе (ныне трасса А-101).
Кстати, это именно то, настоящее Варшавское шоссе, которое дало название Московскому проспекту. А симферопольское шоссе, которое является его продолжением - это все-таки Симферопольское шоссе ;) и до Варшавы по нему доехать сложновато.
В середине XIX века Гжатский Тракт называли «одним из замечательнейших торговых путей Калужской губернии». Дорога способствовала экономическому развитию края, вокруг нее росли деревни, местные крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани. Вдоль Тракта существовало большое количество богатых деревень.
Гжатский тракт на карте Смоленской губернии 1821 года.
Гжатский тракт на карте Смоленской губернии 1821 года.
Гжатский тракт От Юхнова до Захарово. 1860 год.
Гжатский тракт От Юхнова до Захарово. 1860 год.
Гжатский тракт от Ивановского до Силенок. 1860 год.
Гжатский тракт от Ивановского до Силенок. 1860 год.
В начале ХХ века Тракт утратил свое значение как стратегическая магистраль. Стоились железные дороги, активно развивалось крупнотоннажное судоходство - маленькой Гжати и узкой лесной дороге было не угнаться за "безумным двадцатым веком".
Война.
В следующий раз Гжатский тракт проснулся от лязга гусениц эсесовских танков.
4 октября 1941 года на Варшавском шоссе в районе Спас-Деменска приняла бой 17-ая стрелковая дивизия народного ополчения Замоскворецкого района Москвы. В течении 2-х суток Дивизия, состоящая из 11000 ополченцев, преградила путь 3-м танковым и 3-м пехотным кадровым дивизиям немцев. Солдаты дивизии прошли всего 2-х месячное обучение, но в донесениях немцев от 4 октября было сильное беспокойство - "под Спас-Деменском обнаружено скопление крупных и хорошо вооруженных сил противника. Дальнейшее продвижение под вопросом."
Подвиг 17-й стрелковой. Схема из книги В.Климанова.
Подвиг 17-й стрелковой. Схема из книги В.Климанова.
Но, к сожалению, к исходу дня 5-го октября сопротивление было оказывать уже некому. После нескольких кровопролитных попыток, остатки дивизии вырвались из окружения, с боями пересекли Гжатский тракт и вышли к своим в районе Угодского завода(ныне Жуков).
Последний день 17-й стрелковой. Схема из книги В.Климанова.
Последний день 17-й стрелковой. Схема из книги В.Климанова.
Надо отметить, что на пути к Москве по Варшавскому шоссе никаких наших частей больше не было. Дивизия практически полностью погибла, но задачу свою выполнила. 2-х суток хватило, чтобы на рубеже Малоярославца был создан новый рубеж обороны. К Угодскому заводу Дивизия вышла в количестве 558 штыков(а было их 11 000!).
К вечеру 5 октября, не встретив никакого сопротивления, немецкая моторизованная дивизия СС "Райх" захватила Юхнов (А это 70 км от Спас-Деменска. При таком ритме - 3 дня и Москва). 6 октября немцы выдвинулись в сторону Гжатска и прорвав нашу оборону 9 октября захватили город. Таким образом и образовался печально известный Вяземский котел.
Остальные части двинулись на Малоярославец. к счастью и благодаря подвигу 17-й стрелковой дивизии, инициатива немцами была упущена и на Малоярославецком рубеже враг был остановлен. На протяжении последующих 4 месяцев Гжатский тракт был весьма важной рокадной дорогой. Он использовался для тыловых коммуникации центральных немецких армий, наступающих на Москву. Его важность подчеркивал и сам Гитлер, указывая, что в случае советского наступления эта дорога должна обороняться до последнего.
Гжатский тракт служил важной артерии для так называемой "Линией Кенигсберга" - полосы обороны немецких войск перед наступавшей Красной Армией.
В конце января 1942 года Гжатский тракт почувствовал, наконец, родную поступь советского солдата.
Это прорывалась к Вязьме освободительница Боровска и Вереи - 33-я армия, под командованием генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова.
Наступление 33-ей армии на Вязьму
Наступление 33-ей армии на Вязьму
Наступление Западного фронта в январе 1942 года. Образование Ржевско-Вяземского выступа.
Наступление Западного фронта в январе 1942 года. Образование Ржевско-Вяземского выступа..
Печально известная, но от этого не менее героическая, история Армии широко известна. Я приведу лишь хронику событий вокруг Гжатского тракта в 1941 -1942 годах. Если изучать летопись с картой в руках то станет понятно, что Дорога эта без всяких преувеличений полита кровью..
Обратите внимание в тексте на село Захарово [На карте ]. Несколько недель основные силы 43-ей армии (Армии!) были сосредоточены перед селом и пытались взять его.
По воспоминаниям А.П Белобородова: "В первой половине февраля ключевым пунктом боевых действий стал опорный пункт фашистов в деревне Захарово. Они сосредоточили здесь крупные силы: полк 2-й бригады СС, 95-й полк 17-й пехотной дивизии, 17-й артиллерийский полк, тяжелый гаубичный и противотанковый дивизионы." После Войны, немецкие архивы показали, что частей было гораздо больше.
Кстати, несмотря на это село Захарово существует и поныне. Правда домов там не больше 10. А было очень богатое село в центре Гжатского тракта. Трасса трофи-рейда пройдет через него.
Пинашино, Крапивка, Борисенки, Косая Гора, Железинка, Аксиньино, Красное, Науменки, Мякоты, Терюхино, Белый Камень, Игнатьево, Хопилово, Дубна, Виселево, Ново-михайловка, Шеломцы - все эти деревни сохранились (в лучшем случае!) лишь в виде "урочищ" на генштабовской километровке...
Хроника боевых действий в районе Гжатского тракта в 1941-1942 годах.
В военной истории все эти сражения называются всего лишь "Затухающими операциями Западного фронта". Однако по своему накалу, по количеству задействованных частей и погибших воинов - это одна из самых значительных страниц Великой Отечественной. Но, к сожалению, забытая... Как впрочем, и весь "учебный" 1942 год...
Юхнов был освобожден 5 марта 1942 года, но дальше наши войска продвинуться не смогли... и Ржевско-Вяземский выступ нависал над Москвой до 1943 года.
Надо сказать, что 33-я армия все-таки дошла до Вязьмы и освободила ее 12 марта 1943 года. 13 августа 1943 года Армия освободила Спас-Деменск. Посмотрите какие сроки - под Вязьму Армия вернулась почти через год, Спас-Деменск был оккупирован почти 2 года. И, повторюсь, это всего 150 километров от Москвы. Закончила свой путь 33-я армия в мае 1945 года на Эльбе.
На другом конце Гжатского тракта...
9 октября 1941 года Гжатск был оккупирован фашистами. 6 марта 1943 в результате Ржевско-Вяземской наступательной операции город был освобожден. Гжатск был практически разрушен до основания и после войны отстроен заново.
Недалеко от Гжатска в деревне Клушино [На карте ] чудом выжил в оккупации 8-ми летний паренек Юра Гагарин. Через много лет, в 1968 году, когда Первый космонавт Земли полковник Юрий Алексеевич Гагарин погиб, Гжатску присвоили его имя.
Гжатский тракт сегодня [На карте ].
В настоящее время на примере Гжатского тракта можно изучать дороги России. В смоленской области Тракт в большинстве своем заасфальтирован. Где-то покрытие - щебенка, то есть грейдер, есть грейдер хороший, ровный, есть грейдер ухабистый...
В калужской области - это сплошь грунтовки. Красивые, обсаженные по традиции деревьями, местами сухие, местами болотистые, с грязными колеями и пыльными "скоростными" участками. Где-то сохранилась оригинальная насыпь Тракта, где-то есть мосты, где-то броды. На некоторых участках Тракт проходит по живописным полям и полянам, в других местах ныряет в темный глухой лес. Где-то можно носиться на девятке, где-то тонут Шишиги...
Тракт пересекает множество урочищ - бывших деревень. Одни из них угадываются по холмикам на месте домов, остаткам плодовых деревьев, тропинкам на месте улиц, другие - только по карте.
Земля вокруг Тракта до предела насыщена железом. Эхо войны раздается буквально на каждом шагу. Колючую проволоку с полей даже не вывозили - она свалена по краям. На земле ровным слоем разбросаны осколки, гильзы, обломки техники. Встречается и не до конца "умершее" железо. Последний известный мне "взрыв из прошлого" произошел в 1992 году, в районе деревни Александровка. На мине подорвались двое подростков.
Железо - это не единственное напоминание. Иногда в колее могут проглянуть человеческие кости. Братские могилы на каждом шагу - и у дорог, и в глубине лесов. Памятников в этом районе, наверное, несколько десятков, а сколько могил безвестных, лишенных хотя бы простой фанерной звезды скрывается в лесах.
Достопримечательности Гжатского тракта.
- В первую очередь это конечно сам Тракт. Дорога с весьма богатой историей. Его окружает множество различных интересных мест.
- Памятник 222 стрелковой дивизии 33-ей армии в деревне Алферово [На карте ]. В это месте коридор немецких войск был всего 2 километра, но дивизия так и смогла пробиться к своим.
- Поклонный крест на месте деревни Никитино [На карте ], стоявшей на Тракте и известной с самого его основания. В 1942 году деревня была полностью уничтожена со всеми жителями.
- Музей Гжатского тракта в селе Беляево [На карте ], в здании бывшего лесничества.
- Национальный парк Угра - Тракт проходит по его части.
- Александровское городище - рядом с деревней Александровка.
- Городище Косая гора....
Схема части Национального парка Угра в районе Тракта.
Схема части Национального парка Угра в районе Тракта.
И еще много других, о которых мы вам обязательно расскажем. Команда Планеты Дорог будет участвовать в рейде.
Но лучше повидайте сами! Несмотря на беды Войны, эта Земля хранит много интересного!
До встречи на Тракте!
==========
Для тех, кому интересна история и вообще Калужские края могу порекомендовать:
Литература:
Материалы по теме: