Краснозвездный призрак в небе
6 июля 1941 года самолет румынских королевских ВВС IAR-81C патрулировал квадрат Черного моря недалеко от Констанцы. По последним данным, переданным разведкой Люфтваффе, тут почему-то активизировались русские гидросамолеты и поэтому этот квадрат включили в зону ответственности румынского ПВО Констанцы.
Лейтенант Попеску, пробормотал про себя, что немцы всю черную работу как всегда свалили на союзников и посмотрел на часы. Оставалось еще пять минут... ну что же, надо еще раз облететь квадрат и можно брать курс на свой аэродром. Обведя последний раз взглядом пустынный доселе горизонт, лейтенант увидел на Востоке черную точку... Рация опять как на зло барахлила и Попеску повернув нос на цель, дал полный газ. Горючего должно было хватить и на возвращение и на небольшой бой, долго ли сбить медлительный русский гидросамолет, но это был не гидросамолет...
По мере приближения, вид цели менялся. Сначала точка разделилась на две, потом стала непропорционально расстоянию увеличиваться и через еще несколько минут перед глазами изумленного румынского пилота предстали два гигантских самолета с красными звездами на крыльях и фюзеляжах, а под крыльями у каждого висели по два истребителя похожих на И-16.
Этого не может быть, панически думал Попеску, это какие то призраки, на службе у проклятых красных. Лейтенант не стал испытывать судьбу. Если даже это и не призраки, то всё равно на каждом из этих гигантов стояло по 8 пулеметов, ну а четыре И-16, пусть каждый из них в отдельности и уступал его истребителю, но против четырех ловить было нечего. Сделав вираж с разворотом, румынский самолет ушел на запад, а советские воздушные авианосцы шли на Констанцу.
Это было первое боевое применение систем ТБ3-СПБ, официально называемых ТБ-3-4АМ-34ФРН, а неофициально - "Звеном Вахмистрова", по имени своего создателя - гениального авиаконструктора Владимира Сергеевича Вахмистрова.
А краткая биография Владимира Сергеевича была следующая. С 1914 года - в войсках, прапорщик артиллерии. С 1916 года - лётчик-наблюдатель фронтовой авиации. В годы гражданской войны - воевал в составе ВВС РККА в Повольжье и Туркестане. В 1930 году окончил Академию воздушного флота, работал в НИИ ВВС, вначале - над летающими мишенями.
В 1931 году Вахмистров представил свой первый проект воздушного авианосца, на базе ТБ-1 и И-4. Проект проходил по документам как Звено-1.
3 декабря 1931 года состоялись первые подлетные испытания ТБ-1 + два И-4, а 31 декабря состоялся полномасштабный испытательный полет. Его проводили опытнейшие пилоты ВВС РККА: командир экипажа авианосца Адам Залевский, Андрей Шарапов - второй пилот, а на ястребках Александр Анисимов и легендарный Валерий Чкалов.
Не обошлось в этом полете и без ЧП. Полагалось, чтобы пилот истребителя первым открыл свой задний, хвостовой, замок крепления к бомбардировщику и только потом пилот самолета-носителя должен был открыть передние замки. Но второй пилот бомбардировщика Шарапов поторопился и открыл свой замок первым. Казалось катастрофа была неизбежна, но за штурвалом ястребка был Чкалов. Он не растерялся, мгновенно освободил свою машину, снялся с крыла и улетел, сделав озорной вираж и покачав крыльями.
После этого происшествия в среде испытателей все системы воздушных авианосцев называли не иначе, как "Цирк Вахмистрова". За реализацию уникального проекта Владимир Сергеевич Вахмистров был награжден редким тогда орденом Красной звезды.
Звено Вахмистрова
После введения в проект тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 нагрузка авианосца возросла до пяти носимых самолетов (три И-152 + два И-16), но наиболее эффективным, по слагающим дальность-скорость-удар, была признана система ТБ3-СПБ (составной пикирующий бомбардировщик). В это варианте "Звена Вахмистрова" на подвеске было два И-16 с четырьмя бомбами ФАБ-250.
Но как всегда верхи не оценили новаций, вмешались интриги, которых уже тогда хватало в конструкторском мире, не обошлось и без клеветы. И хотя изначально Климент Ефремович Ворошилов подписал приказ о принятии систем Вахмистрова на вооружение, революционные проекты закрыли.
Вспомнили о "Звене Вахмистрова" лишь когда началась война. В июле 1941 года, адмирал Ф. С. Октябрьский, под свою ответственность разрешил ВВС Черноморского флота собрать два звена ТБ3-СПБ для удара по Румынии. Налёт на Констанцу прошел как на параде, все цели были поражены, бортовые И-16 отбили атаку звена мессеров и все самолёты группы без потерь вернулись на базу.
Потом был удар по Чернаводскому мосту. Его нанесли три ТБ3-СПБ с модернизированными И-16, оснащенными подфюзеляжными десятилитровыми бензобаками. Этот мост был жизненно необходим для фашистов, по нему проходили на Восток три топливопровода, питающих наступающую армаду Вермахта и его союзников.
10 августа 1941 года в 3 часа ночи эскадра легла на боевой курс. В 5 часов 10 минут на траверзе Георгиевского гирла Дуная прозвучала команда "Сброс". А в 6 часов 40 минут утра "Ишачки" невредимыми сели на одесский аэродром.
Цель была поражена, но увы не уничтожена. И 13 августа атака на мост повторилась. Было отмечено пять прямых попаданий, была полностью разрушена одна ферма моста. Вдобавок, на обратном пути, шестерка ястребков провела штурмовку немецкой пехоты в районе Сулина.
17 августа 1941 года эта же шестёрка И-16 напомнила о себе над Констанцей, удачно разбомбив там плавучий док.
А еще через десять дней авианосной воздушной эскадрой был нанесен удар по переправам через Днепр в районе Запорожья. Отбомбившиеся И-16 сбили в воздушном бою двух Мессеров Bf.109.
К сожалению, дальнейшее использование этих систем было уже эпизодическим и постепенно сошло на нет.
И только в 1944 году мелькнул в небе Германии призрак былого, в виде системы Ju 88 "Mistel", но это была всего лишь летающая бомба.
А Владимир Сергеевич Вахмистров во время войны работал начальником организованных им мастерских по ремонту истребителей И-16 и одновременно проектировал новые конструкции самолетов: транспортный планер ТП - связка из трех планеров соединенных двумя истребителями-тягачами, самолет ЛБ - "летающая бомба".
А в 1949 году разработал систему заправки самолета в воздухе, которая применяется до сих пор. В 1953 году система Вахмистрова прошла успешные испытания в процессе дозаправки в воздухе одновременно двух истребителей МиГ-15 от танкера Ту-4.
Краснозвездный призрак в небе
Материалы по истории Красной Армии.