Сердцу, верному присяге,
Память прошлого близка.
Сплав Науки и Отваги -
Инженерные войска!
|
В мае 2015 года Инженерные войска ВС РФ проводили тактико-специальные занятия с военнослужащими инженерных подразделений по выполнению задач инженерного обеспечения при форсировании водных преград.
Учения (будем называть происходящее привычным термином) проходили во Владимирской области, в районе города Муром, на берегах реки Оки. Почему Муром? На мой взгляд, по следующим причинам:
1. Город является родным домом для инженерных войск. Здесь базируется 45-я гвардейская инженерно-сапёрная Берлинская орденов Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды бригада. Бригада была образована из двух прославленных воинских частей, от которых она унаследовала и все регалии: это
6-й гвардейский понтонно-мостовой Берлинский орденов Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды полк
и 45-й отдельный инженерно-сапёрный полк, сформированный в 1980 году для инженерного обеспечения войск 40-й армии в Афганистане.
2. В 5-ти километрах от Мурома, в городе Навашино, находится завод "Окская судоверфь", где производятся понтонные парки для инженерных войск.
3. Ну и конечно же река Ока. Относительно спокойная, с удобными для отработки различных задач берегами, достаточно широкая чтобы использовать понтонные парки на полную штатную длину.
Задача учений
Отработка задач инженерного обеспечения мотострелковых подразделений при форсировании водных преград с привлечением армейской и штурмовой авиации.
Переправа через значительную водную преграду подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс» при помощи понтонного парка двойной ширины ПП-2005.
Зачем
Россия - страна рек. Несмотря на большое количество мостов, может возникнуть ситуация, когда эти самые мосты могут выведены из строя. А в условиях современной войны мобильность войск - главная составляющая победы. Здесь почётное наименование 45-й бригады говорит само за себя. Кроме того, наведение мостов - не самоцель инженерных войск. Понтонёры должны уметь взаимодействовать с любыми родами войск, в том числе и РВСН.
Инженерные войска. Учения
Легенда учений
Противник отходит на восточный берег Оки. Чтобы не дать ему закрепиться, мотострелковые части форсируют Оку и продолжают развивать наступление. Через реку переправляется личный состав, автомобильная и бронетанковая техника. Преодоление водной преграды происходит при поддержке штурмовой и бомбардировочной авиации.
Ширина реки 250-270 метров, фронт переправы - более 1 километра.
Первым на разведку занятого противником берега отправляется всепогодный самолёт комплексной разведки Су-24МР.
Первым на разведку занятого противником берега отправляется всепогодный самолёт комплексной разведки Су-24МР. Задача экипажа разведчика - вскрыть районы сосредоточения войск противника, установить позиции огневых средств, выявить расположение пунктов управления.
На борту самолета установлены комплексы радиолокационной, инфракрасной, радиотехнической, телевизионной и радиационной разведки. Полученные данные обрабатываются прямо на борту самолёта и передаются на землю по закрытым каналам связи.
На БТР-82А реку форсирует боевой разведывательный дозор.
На БТР-82А реку форсирует боевой разведывательный дозор.
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Подробнее про БТР-82А.
Исходя из результатов, полученных в ходе воздушной разведки, по противнику наносят удар истребители-бомбардировщики Су-34.
Исходя из результатов, полученных в ходе воздушной разведки, по противнику наносят удар истребители-бомбардировщики Су-34.
Под прикрытием ударных вертолётов Ми-24 выдвигаются группы инженерной разведки.
Под прикрытием ударных вертолётов Ми-24 выдвигаются группы инженерной разведки.
Инженерные войска. Учения
В задачу инженерной разведки входит проверка водной преграды на предмет возможности её форсирования (глубина, скорость течения, возможность выезда на берег), а также выявление минных заграждений.
Инженерно-разведывательный дозор форсирует Оку на скоростной надувной моторной лодке СНЛ-8.
Инженерно-разведывательный дозор форсирует Оку на скоростной надувной моторной лодке СНЛ-8.
После высадки впереди дозора движется солдат с миноискателем.
После высадки впереди дозора движется солдат с миноискателем.
В состав дозора входит и кинолог с собакой.
В состав дозора входит и кинолог с собакой.
Вертолёты делают ещё один заход.
Вертолёты делают ещё один заход.
Обнаружив на участке высадки противопехотную мину с растяжкой, сапёр пытается обезвредить её при помощи кошки.
Обнаружив на участке высадки противопехотную мину с растяжкой, сапёр пытается обезвредить её при помощи кошки.
В войсках, на ученьях и в дальних походах,
Любые высоты возьмем!
Сквозь минное поле проложим проходы,
Понтоны,мосты наведем!
Сдернув растяжку, сапёр вызвал срабатывание мины. Путь свободен.
Сдернув растяжку, сапёр вызвал срабатывание мины. Путь свободен.
Инженерные войска. Учения
Дозор возвращается на исходный берег.
Дозор возвращается на исходный берег.
...Разрешите доложить...
Взвод на правом берегу
Жив-здоров назло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить...
Су-34 наносят ещё один бомбово-штурмовой удар по противнику.
Су-34 наносят ещё один бомбово-штурмовой удар по противнику.
На исходном берегу начинают работать дымовые машины, скрывая переправу от возможного наблюдения противником.
На исходном берегу начинают работать дымовые машины, скрывая переправу от возможного наблюдения противником.
Для постановки дымовой завесы, которая может быть более 1 км в длину, используется дымовая машина ТДА-2К.
Через несколько минут на противоположном берегу видимость составляет не более 20 м.
Через несколько минут на противоположном берегу видимость составляет не более 20 м.
Пара вертолётов Ми-24 продолжает наносить удары по противнику.
Пара вертолётов Ми-24 продолжает наносить удары по противнику.
Ми-24В, на носу которого установлена четырёхствольная крупнокалиберная (12,7 мм) пулемётная установка.
В ходе учений использовались 2 типа вертолётов Ми-24. Первый - Ми-24В, на носу которого установлена четырёхствольная крупнокалиберная (12,7 мм) пулемётная установка.
Второй вертолёт - Ми-24П. Вооружён 30-мм двухствольной пушкой ГШ-30К.
Второй вертолёт - Ми-24П. Вооружён 30-мм двухствольной пушкой ГШ-30К.
Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны.
Первый взвод.
Погрузился, оттолкнулся
И пошел. Второй за ним.
Приготовился, пригнулся
Третий следом за вторым.
Переправу начинают плавающие транспортеры ПТС-2.
Переправу начинают плавающие транспортеры ПТС-2.
Инженерные войска. Учения
Груз транспортёров ПТС-2 - автомобильная техника и личный состав мотострелковых подразделений.
Груз транспортёров ПТС-2 - автомобильная техника и личный состав мотострелковых подразделений.
ПТС-2 могут переправлять различное вооружение, в том числе и артиллерию. Грузоподъемность машины - 12 тонн.
ПТС-2 могут переправлять различное вооружение, в том числе и артиллерию. Грузоподъемность машины - 12 тонн. Скорость на воде с грузом - до 12 км/ч.
Подробнее о ПТС-2.
На берег выходят самоходные паромы ПММ-2.
На берег выходят самоходные паромы ПММ-2.
Инженерные войска. Учения
"Флотилия" буксирно-моторных катеров БМК-460 выдвигается к месту сбора паромов.
"Флотилия" буксирно-моторных катеров БМК-460 выдвигается к месту сбора паромов.
Инженерные войска. Учения
На берег Оки для разгрузки выезжают грузовики. На каждом из них одно звено понтонно-мостового парка ПП-2005.
Как плоты, пошли понтоны,
Громыхнул один, другой
Басовым, железным тоном,
Точно крыша под ногой.
Грузовик заезжает в воду, понтонёр отпирает замок и звено съезжает в воду и раскрывается.
Грузовик заезжает в воду, понтонёр отпирает замок и звено съезжает в воду и раскрывается.
Инженерные войска. Учения
ПТС-2 может выполнять роль санитарно-эвакуационной машины.
ПТС-2 может выполнять роль санитарно-эвакуационной машины, перевозя раненных на исходный берег. Для этого в кузове транспортёра имеются крепления для 12-ти носилок.
Звено вертолётов продолжает прикрывать переправу.
Звено вертолётов продолжает прикрывать переправу.
Инженерные войска. Учения
Налегли, гребут, потея,
Управляются с шестом.
А вода ревет правее -
Под подорванным мостом.
Инженерные войска. Учения
Тем временем, самоходные паромы ПММ-2, соединившись попарно, начали переправлять танки.
Инженерные войска. Учения
Грузоподъёмность двойного парома из ПММ-2 - 85 тонн. Норматив перевода парома в боевое положение - 6 минут, а норматив сборки парома из двух машин - 8 минут. Скорость парома на воде - 10 км/ч, запас хода - 16 часов. Экипаж - 3 человека.
Инженерные войска. Учения
Танковое подразделение готово вступить в бой.
Инженерные войска. Учения
На исходном берегу расправила крылья ещё пара ПММ-2.
На исходном берегу расправила крылья ещё пара ПММ-2.
Сборка парома грузоподъёмностью 255 тонн из 6-ти машин ПММ-2.
Сборка парома грузоподъёмностью 255 тонн из 6-ти машин ПММ-2.
Инженерные войска. Учения
В ходе учений вертолёт Ми-8МТ использовался для выставления минных полей на флангах наступающих мотострелковых частей.
Установка мин проводилась с помощью вертолётной системы минирования ВСМ-1, которая предназначена для ускоренного минирования местности с помощью противопехотных мин кассетного снаряжения ПФМ-1С и ПОМ-2, а также противотанковых мин ПТМ-3.
На пароме переправляется отряд из трёх гусеничных минных заградителей ГМЗ-3.
На пароме переправляется отряд из трёх гусеничных минных заградителей ГМЗ-3.
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
ГМЗ-3 - гусеничный минный заградитель. Предназначен для механизированной установки противотанковых мин в грунт или на грунт на путях движения бронемашин и танков противника.
Инженерные войска. Учения
Машина оснащена навигационной системой, которая позволяет фиксировать географические координаты каждой мины и всего минного поля, а затем передавать эти данные в центр боевого управления.
Инженерные войска. Учения
Экипаж минного заградителя - 3 человека.
Инженерные войска. Учения
Механик-водитель и командир машины. Оператор системы минирования находится в кормовой части.
Инженерные войска. Учения
На корме минного заградителя (внизу) расположено устройство минирования - лоток для выкладки мин. Выше находится плужное устройство, которое позволяет разрезать и отваливать грунт и, после укладки мины, возвращать отвал на место. После прохода машины на грунте остаётся лишь незаметный "шов".
Боекомплект машины - 208 мин. Скорость машины в процессе минирования от 6 до 16 км/ч.
Взвод из трёх машин ГМЗ-3 может выставить трёхрядное противотанковое минное поле длинной 1-2 км за 10-15 минут.
Паром из ПММ-2 на окских просторах.
Паром из ПММ-2 на окских просторах.
Инженерные войска. Учения
Тем временем начинается наводка наплавного моста.
Инженерные войска. Учения
Транспортёр ПТС-2 используется в качестве мощного тягача, который выставляет береговое звено будущего моста на нужное место.
Разгружается 180-тонный паром, переправивший 1 танк и 2 единицы инженерной техники.
Разгружается 180-тонный паром, переправивший 1 танк и 2 единицы инженерной техники.
ИМР - инженерная машина разграждения.
ИМР - инженерная машина разграждения. Предназначена для расчистки городских и лесных завалов, прокладки колонных путей.
Необходимо отметить, что машина прекрасно подготовлена для работы в условиях ядерной войны и, поэтому, была одним из главных ликвидаторов чернобыльской аварии.
Путепрокладчик БАТ-2.
Путепрокладчик БАТ-2. Предназначен для расчистки дорог и подготовки колонных путей.
Инженерные войска. Учения
Продолжается сборка наплавного моста.
Инженерные войска. Учения
Норматив сборки подобного моста 30-40 минут. Есть сведения и о рекордах среди понтонёров - мосты наводились менее чем за 15 минут.
Инженерные войска. Учения
Примечательно, что американский понтонный парк Ribbon Bridge практически полностью срисован с нашего ПМП - предка ПП-2005. Однако, норматив сборки моста аналогичной длины совсем другой - примерно 2,5 часа.
Машина инженерного обеспечения и маскировки.
Пока собирается наплавной мост, понтонёры приступили к отработке задачи по переправе подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс». Первой переправляется машина инженерного обеспечения и маскировки.
Ракетный комплекс «Ярс»
Затем - сам ракетный комплекс «Ярс». Для переправы комплекса используется понтон двойной ширины грузоподъёмностью 170 тонн.
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Переправа подобного сверхтяжелого груза не проводилась в Вооружённых силах более 30 лет. Теперь с уверенностью можно сказать, что для инженерных войск России "нет грузов неперевозимых".
Инженерные войска. Учения
Подробнее про перевозку комплекса «Ярс».
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Буксирно-моторные катера БМК-460 удерживают мост в необходимом створе и сохраняют его прямолинейную форму. Мост, прямой как стрела - не прихоть. Это позволяет исключить механические напряжения в деталях моста, которые могут привести к его поломке и увеличить скорость движения техники.
Инженерные войска. Учения
Мост готов.
Инженерные войска. Учения
Первой по мосту пускается самая тяжелая техника.
Инженерные войска. Учения
По мосту идёт колонна танков. На берегу ожидают машины, на которых перевозится понтонный парк.
По мосту идёт колонна танков. На берегу ожидают машины, на которых перевозится понтонный парк.
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
На берег отнятый войной,
Рвались войска, гремели траки.
И с новой силой над рекой,
Вздымались яростью атаки!
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
На мосту - колонна транспортных машин понтонного парка.
На мосту - колонна транспортных машин понтонного парка.
Машина, кстати, "Урал". Как оказалось, у завода сменился логотип.
Инженерные войска. Учения
После прохождения колонны грузовиков учения, можно сказать, закончились. Мосты наведены, мотострелковые части нанесли поражение противнику.
Теперь, вся переправленная техника вернётся на исходный берег по наплавному мосту. Это уже не боевая задача, это парад. Парад в честь понтонёров, которые смогли обеспечить наступление, несмотря на 300 метров воды, отделяющие противника.
Хотя танкисты и смотрят на ребят сверху вниз, те прекрасно понимают, что без них вся эта бронированная мощь осталась бы не при делах..
Потерявшая подвижность мотопехота уже не "царица полей", потому что
...фашист резерв подтянет,
Подвезет боеприпасы,
И во фланг контратакой
С утречка засадит нам.
И гвардейская бригада
Не ворвется в град Черкассы,
А будет всей своею массой
Превращаться в битый хлам.
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
На мосту - установка разминирования.
На мосту - установка разминирования. В боекомплект машины входит 2 удлинённых заряда разминирования, буксируемых ракетами.
Проделывание прохода в минном заграждении происходит следующим образом: летящая ракета вытягивает гибкий кабель с взрывчатым веществом на минное поле. После падения кабель подрывается, вызывая детонацию мин. При помощи одного "выстрела" можно создать проход длинной около 100 метров и шириной 6-14 метров.
ИРМ - плавающая инженерная разведывательная машина.
ИРМ - плавающая инженерная разведывательная машина. Предназначена для ведения инженерной разведки местности и водных преград и обеспечивает получение сведений о характере местности (проходимость, несущая способность грунта, радиационный фон, глубина и скорость течения рек и т.д.).
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Инженерные войска. Учения
Вперед понтонеры, минеры, сапёры,
Любимой Отчизны сыны!
Вперед инженеры, вперед офицеры,
Защита и гордость страны!
Подробности
Плавающий транспортёр ПТС-2.
Ракетный комплекс "Ярс" - переправа через Оку.
БТР-82А на учениях инженерных войск.
В статье использованы стихи Константина Симонова, Михаила Калинкина и неизвестных мне авторов.