Одной из значительных боевых операций, в которой принимал участие 639-й штурмовой авиаполк, был разгром мотомеханизированной колонны немецких войск на шоссе Вязьма - Гжатск. Вероятно, это были резервы 9-й армии Вермахта, направляемые к фронту навстречу советским войскам, наступающим в ходе Ржевско-Сычевской операции.
Ил-2
Оперсводка штаба 224 шад №40 от 05.08.1942г.
639 шап выполнял задание по срыву ж\д перевозок противника на участке Сычевка-Вязьма. На обратном пути, командир звена младший лейтенант Сорокин Н.Д. обнаружил крупную (более 30 км.) автоколонну противника на участке Гжатск – Вязьма… сержант Раппопорт ранен в голову, находится на вынужденной посадке в районе Уварово. Младший лейтенант Рыбин после выполнения боевого задания линию фронта перелетел, отвернул вправо и пристроился к другой группе самолетов ИЛ-2 из другой дивизии. В полк вернулся на следующий день.
Отчет штаба 224 шад.
Части дивизии по разведданным летчика
639 шап Сорокина, во вторую половину дня 5.08, без прикрытия истребителями, группами по 4-6 самолетов, уничтожали мотомехколонну противника по дороге. Мотомехколонна была обнаружена летчиком Сорокиным при возвращении с боевого задания. Командиром авиадивизии на основании этих разведданных было принято решение уничтожить эту колону. Всего было произведено 29 с\в с налетом 32 часа.
Тактические приемы при штурмовке.
Подход к цели групп штурмовиков производился на бреющем полете с выскакиванием на 150-200м. непосредственно перед целью. Заход группы 4-6 самолетов производился с головы под углом 15-200, уход после атаки производился вне видимости колонны. Для последующей атаки – заходы с левым разворотом, но не с головы, а уже с хвоста под тем же углом. Таким образом, группа производила 2-4 захода. Бомбардировка колонн производилась с планирования, с выскакиванием до высоты 150-200м. непосредственно перед целью. Пулемётно-пушечный обстрел и обстрел РС производился одновременно с бомбометанием, а также с бреющего полета.
Налет на мотомехколонну был эффективным, несмотря на то, что колонна прикрывалась истребителями противника, а наши штурмовики действовали без прикрытия. Налет оказался эффективным, потому что он был массированным, осуществлен последовательными ударами групп с незначительными интервалами, то есть почти одновременно. Колонна была застигнута врасплох за счет правильного использования рельефа местности для скрытного подхода к цели. За этот налет была уничтожена и рассеяна мотомехдивизия. Наши потери – сбито ЗА 2 самолета ИЛ-2, потеряно 2 летчика.
Работа 224-й ШАД по мотомехколонне 5 августа 1942 года
**********************************************************
А вот как описан этот период боевой деятельности в книге М.Я.Романова "224-я штурмовая":
...Содействие наступлению 31-й армии на Ржевско-Зубцовском направлении (первая половина августа и октябрь– ноябрь 1942 г.)
Произведя перегруппировку, 31-я армия в конце июля 1942 года перешла в наступление на Ржевско-Зубцовском направлении. 224-я шад, перебазировавшись на аэроузел совхоза Красновидово, бомбардировочно-штурмовыми ударами по артминпозициям, узлам сопротивления и оборонительной системе противника, помогла пехоте и артиллерии 31-й армии взламывать оборону противника. А также расчищала путь подвижной мотомехгруппы Армана, введенной в образовавшуюся брешь в результате прорыва линии фронта. Действуя по узлам сопротивления, танкам и живой силе врага, штурмовики содействовали продвижению наших танков и мотопехоты в глубине обороны противника(см. рис.2).
5 августа 1942 года молодой летчик 639-го шап лейтенант Сорокин, производя разведку, обнаружил на шоссе Вязьма - Гжатск мотомехколонну немцев. Сделанная доразведка подтвердила наблюдения лейтенанта Сорокина. Убедившись в достоверности данных, командир дивизии принял решение разгромить эту колонну. Через несколько минут шестерки “Илов”, одна за другой, поднимались в воздух. Весь день кипел бой. Штурмовики, спускаясь до бреющего полета, в упор расстреливали немцев, уходя с поля боя только после полного расходования боеприпасов. Произведенное на следующий день фотографирование показало, что вся дорога, протяженностью свыше 30 км, завалена разбитыми автомашинами, танками, трупами солдат и офицеров противника.
Так была разгромлена мотомеханизированная дивизия “СС”, перебрасываемая немецким командованием из Франции для поддержки Ржевско-Зубцовского участка фронта. За разгром этой колонны маршал авиации Новиков объявил личному составу дивизии благодарность и "подарил" дивизии 20 новых самолетов Ил-2...
Другие материалы по истории 639-го штурмового авиаполка