"...Опыт боевого использования самолета Ил-2 показал, что при умелом сочетании маневра с лобовыми атаками самолет Ил-2 как в группе, так и одиночно может успешно противодействовать истребителям противника.
На малых высотах штурмовик обладает неоспоримыми преимуществами перед истребителями противника, дающими возможность ему успешно вести воздушный бой с истребителями противника всех типов.
Такими преимуществами являются: надежная броневая защита, хороший маневр по горизонту и мощное стрелковое вооружение..."
Из инструкции по ведению оборонительного воздушного боя на самолете Ил-2. 3-я воздушная армия, октябрь 1942 года.
Предлагаем вашему вниманию несколько документов 224-й штурмовой авиадивизии, в составе которой воевал 639-й ШАП. Документы посвящены интересной теме использования штурмовика Ил-2 как истребителя.
Оперативные сводки штаба 224 штурмовой авиадивизии
Сводка №13 от 09.07.1942г.
«… 611 шап. 3ИЛ-2 во взаимодействии с истребителями, прикрывали свои войска в районе Слободск, Буда Монастырская, Черный поток. Сделано 5 с\вылетов. В 1 вылет произведено 3 с\в, задание выполнено, встреч с воздушным противником не было. Второй вылет – 2 с\вылета (третий самолет неисправен). Задание не выолнено из-за невстречи с истребителями сопровождения».
Сводка №15 от 11.07.1942г.
«…571 шап – 3 с\в на уничтожение воздушного противника в районе Слободка, Зимницы, Котовичи. Капитан Глуховцев и сержант Ершов вынуждены совершить посадку в Кожухово, пилот Быков пропал без вести. 611 шап – 3 с\в, совместно с истребителями 203 иад, та же задача, в том же районе. Не вернулись Ефанов и Олейниченко, Колпаков сел на вынужденную посадку».
Отчет штаба 611 шап об операции 9-11.07.42г.
9.07г., с аэродрома Зубово произведено 6 с\в на барражирование в районе Буда Монастырская. Встреч с противником не было. 11.07 в 19-30, звено получило задание по тревоге вылететь в район Зимницы, Каменка, Буда Монастырская, Широковка, Дмитриевка, Запрудная, Загоречь. В 19-55 группа вылетела, и над аэродромом Хламово, встретилась с сопровождающими ЛАГГ-3 из 509 иап (было выделено лучшее звено полка – л-т Ефанов И.И., л-т Олейниченко и мл. л-т Колпаков.
Строй до линии фронта – звено ИЛ-2 571 шап в правом пеленге, за ним звено ИЛ-2 611 шап в левом пеленге. За линией фронта звено Ефанова перестроилось в правый пеленг. В 900-1000м. по бокам, сзади и выше шли ЛАГГи (на высоте 1300-1500м.).
В 20-15 группа вышла в район Слободка и пройдя с курсом 1900 2.5 минуты, начала разворачиваться влево. Истребители находящиеся выше, вышли в район Людиново и начали барражировать в районе Людиново – Ясинок.
За это время ЗА и МЗА противника вели интенсивный зенитный огонь, сосредотачивая его на Илах. Во время левого разворота оторвался и скрылся из вида правый ведомый в звене 571 шап – старший сержант Быков. Илы пошли за истребителями в район Людиново – Жиздра и увидели 9 Ю-88, которые шли на высоте 1300-1200м. вдоль линии фронта. Звено 571 шап попыталось их атаковать и обстреляло из РС, но поражения вследствие большой дистанции не отметили. Звено 611 шап, шедшее справа и ниже, в этот момент оказалось атаковано шестеркой МЕ-110. Илы в свою очередь, продолжали огонь по Юнкерсам и Мессершмитам. ЛАГГи, находившиеся выше, в бой не вступали, за исключением 2-3, которые после одной атаки отвалили в сторону и ушли с поля боя. Это было в 20-30.
Ю-88 повернули на Орел, Илы остались одни и подверглись атакам Ме-110 сзади-сверху и сзади-снизу. Самолет лейтенанта Ефанова задымился и стал резко снижаться над территорией противника. Самолет Олейниченко, видимо с подбитым мотором стал резко отставать, но по словам младшего лейтенанта Колпакова, линию фронта перетянул и приземлился в районе Сухиничи. Самолет Колпакова получил несколько попаданий мелкокалиберных пушек, потерял управление и шел только на газу. Воздушная система, троса триммеров, троса элеронов – все было перебито. Одна нога шасси произвольно полувыпустилась, другую заклинило совсем.
В таком состоянии Колпаков довел самолет до аэродрома и в 21-05, блестяще посадил на фюзеляж. В самолете оказалось 1172 пробоины. В 21-15 прибыла и произвела посадку пара из 571 шап.
Хотя использование штурмовиков как истребителей и закончилось неудачей, однако у летного состава осталось твердое убеждение о возможности борьбы ИЛ-2 специально против бомбардировщиков противника.
О причинах неудачи:
1. Отсутствие договоренности между звеньями;
2. Подозрительный уход истребителей;
3. Барражирование над территорией противника и таким образом воздействие ЗА противника.
Другие материалы по истории 639-го штурмового авиаполка