А пушки тянет паровоз
Сегодня хочу рассказать вам о железнодорожной артиллерии, прикрывавшей Владивосток.
Когда в начале 30х годов прошлого века в окрестностях Владивостока развернулось масштабное оборонительное строительство и возводились стационарные береговые батареи для усиления были переброшенны железнодорожнеые артиллерийские установки (ЖДАУ).
Начнём с описания батарей, ну а потом немного общей информации. Хочется предупредить сразу, что будет очень много текста.
Батарея №1 (2х203мм транспортёра ТМ-8), входила в состав 5-го Отдельного железнодорожного дивизиона, для нужд которого и проложили к позиции специальную железнодорожную ветку.
А пушки тянет паровоз
Вооружение батареи составляли артиллерийские установки ТМ-8, для которых не требовалось бетонных оснований. Установки были вооруженны 203-мм орудиями с длинной ствола в 50 калибров. Дальность стрельбы установок составляла 28 км.
В отличии от остальных, трёхорудийных, батарей дивизиона, батарея № 1 была двухорудийной.
На вершине одной из высот над бухтой Патрокл был построен в 1935 году командный пункт для 12-й ж/д бригады (долженствующий одновременно выполнять и роль компоста батареи № 6 «Гнилой Угол»), но использовался он лишь как командный пост батареи № 1. С 1947 года, после того как материальная часть батареи № 1 была сданна на металлолом, КП стал использоваться по прямому назначению. Командный пункт представлял из себя бутобетонную постройку с лёгким железобетонным перекрытием. Сейчас этот КП полуразрушен и замусорен..
Все батареи 5-го Отдельного железнодорожного дивизиона, за исключением 203-мм батареи № 1, развернутой на постоянной позиции в бухте Улисс, практически постоянно находились на позициях в АСБО и усиленно отрабатывали задачи по обороне сектора.
Но, тем не менее, батарее довелось участвовать в учениях. Так в марте 1944 года в ходе учений батарея № 1, выдвинувшись со своей постоянной позиции на полигон в Давыдовке, произвела стрельбу по сухопутной цели. Наблюдение при стрельбе обеспечивалось с двух выносных постов, связь управляющего огнём с которыми осуществлялась по радио. В апрельском двустороннем учении АСБО 1944 года батарея № 1, в отличие от остальных батарей 5-го Отдельного железнодорожного дивизиона, не участвовала, оставшись на позиции «Улисс».
Так же стоит отметить, что батарея № 1, как и остальные батареи дивизиона, формировалась в составе Морских сил Балтийского моря под руководством А.Б. Елисеева (командующий Морскими Силами Дальнего Востока с марта 1932 г. по апрель 1938 г.). Эти батареи были направлены во Владивосток.
Спутниковый снимок с отмеченной современной сеткой железнодорожых путей в районе Улисса:
Спутниковый снимок с отмеченной современной сеткой железнодорожых путей в районе Улисса:
Остатки КП:
Остатки КП:
А пушки тянет паровоз
А пушки тянет паровоз
Батарея № 6 (3х356мм ЖД установки ТМ-1-14)
Батарея № 6 (3х356мм ЖД установки ТМ-1-14)
Данная огневая позиция для железнодорожной артиллерии была построена первой в 1932–1933 годах. Позиция расположилась в долине речки Объяснения, куда проложили специальную железнодорожную ветку, соединившую позицию с базой железнодорожной артиллерии «Первая Речка».
На станции «Площадка» построили три бетонных основания для 356-мм железнодорожных артиллерийских установок ТМ-1-14. Стоит заметить, что в береговой обороне Владивостока это были орудия, имевшие наибольший калибр. Даже знаменитая батарея № 981 "Ворошиловская" уступала орудиям Ж/Д батареи № 6 в этом аспекте. Также эти мощнейшие орудия могли вести огонь на дальность до 51 км.
В ноябре—декабре 1933 года батарея № 6 из трёх пушек ТМ-1-14 была переброшена из Ленинграда во Владивосток. Перегоном тяжёлых артиллерийских систем по маршруту Ленинград—Череповец—Вологда—Вятка— Пермь—Омск—Красноярск—Иркутск—Чита—Хабаровск и до станции Первая Речка, руководил военный инженер Бакулин. Переброска проходила в тяжелейших условиях. Из-за плохого состояния железнодорожных путей к востоку от Урала перегон проводили зимой, когда мороз несколько укрепил грунт железнодорожных насыпей. Транспортёры не вписывались в габариты тоннелей, а их вес намного превосходил все существовавшие тогда нормы эксплуатации мостов и путей. Слабые места пути усиливали дополнительными опорами, заменяли лопнувшие рельсы. На кривых и в тоннелях пришлось в ряде случаев пути перекладывать заново по габаритам транспортёров. В Забайкалье, где состояние пути было особенно плохим, пришлось перевести эшелоны на встречный путь, который был менее разбит. Иногда эшелоны проходили в сутки не более 200 километров. 17 декабря 1933 года транспортёры прибыли на базу «Первая Речка», откуда перешли на постоянную закрытую позицию «Гнилой Угол». Бетонные основания имели размер 16х16 метров; они обеспечивали возможность стрельбы установок на 360°.
Под командный пост 6-й батареи приспособили казематы бывшей 10-дюймовой батареи «55-й высоты», под командирскую рубку использовали сохранившийся дореволюционный дальномерный павильон, а новый восьмиметровый дальномер установили на открытой бетонированной площадке.
Батарея постоянно участвовала в учениях. Так, в феврале 1942 года на полигон в район станции Петровка в Шкотовском секторе Береговой обороны (впоследствии Суходольский рубеж АСБО) для отработки стрельбы по суше выходил третий транспортёр этой батареи. Проводились только стволиковые стрельбы, в ходе которых велась подготовка к полноценной калибровой стрельбе. 26-28 февраля 1942 года третий транспортёр отработал учебно-боевую задачу по поддержке войск, обороняющихся на передовом рубеже АСБО от противника, атакующего со стороны долины р.Суйфун. Подходящая железнодорожная ветка, отходящая в восточном направлении перпендикулярно основной Транссибирской магистрали, имелась в районе станции Кипарисово, откуда и была произведена стрельба, как стволиковая, так и калибровая. Огонь корректировали с выносных постов. Хотя огневая позиция находилась на расстоянии 4 км от Кипарисово, на станции было разбито 222 оконных стекла. 19 октября 1943 года была проведена аналогичная стрельба с одного из путей разъезда «1945-й километр», причём корректировку стрельбы осуществляли с самолёта. Так же корректировка с самолёта использовалась при проведении уникальной загоризонтной стрельбы батареи.
В нынешнее время огневая позиция батареи оказалась на территории ТЭЦ-2. Сооружения, использовавшиеся под КП батареи частично находяться на территории действующей в/ч на Тихой.
Синим обозначена огневая позиция батареи, красным – КП:
Синим обозначена огневая позиция батареи, красным – КП:
Крепостная батарея 55й высоты, использовавшаяся под КП БАЖД №6:
Крепостная батарея 55й высоты, использовавшаяся под КП БАЖД №6:
А пушки тянет паровоз
А пушки тянет паровоз
А пушки тянет паровоз
А пушки тянет паровоз
Вот так выглядела батарея 55й высоты в 1904г
Вот так выглядела батарея 55й высоты в 1904г:
Следующая ЖД батарея- №7 (3х305мм установки ТМ-2-12):
Следующая ЖД батарея- №7 (3х305мм установки ТМ-2-12):
В марте 1932г. был рассмотрен и утверждён проект по созданию шести железнодорожных артиллерийских установок ТМ-2-12. Данный проект был разработан в том же году по заказу Технического отделения Экономического отдела ПП ОГПУ в ЛВО под руководством инженера А.Г.Дукельского.
Изготовление же установок завершили в 1934 году на Николаевских государственных заводах им. А.Марта. . Для их изготовления использовали орудийные станки линейных кораблей Черноморского флота «Св. Евстафий» и «Иоанн Златоуст», разобранных в 1920-е годы на металлолом, а также запасные орудийные 305-мм стволы длинной 40 калибров, изготовленные в Англии фирмой «Виккерс» в 1915—1917 годах в качестве запасных для линейных кораблей Балтийского флота «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» и черноморских линкоров, имевших однотипные башенные установки. Для обеспечения работы механизмов вертикальной наводки использовали электродвигатели от поднятых в 1931 году башенных установок линейного корабля Черноморского флота «Императрица Мария». Двигатели, пролежав 15 лет под водой, работали без замечаний.
Из этих установок и были сформированны железно-дорожные батареи № 7 и №8, которые и прибыли в конце того же года во Владивосток.
Три железнодорожных артиллерийских транспортера ТМ-2-12 батареи № 7 12-й морской артиллерийской железнодорожной бригады разместили на позиции «Эгершельд», близ мыса Купера. Позиция была открытой, имела три бетонных основания 16x16 метров по площади и 3 метра в глубину, размещённые в шахматном порядке с расстоянием между ними до 150 метров. Основания обеспечивали возможность стрельбы транспортёров на 360°.
Расположение батареи практически в центре города создавало определённые проблемы. Так например во время учебных стрельб по акватории Амурского залива в домах, расположенных по соседству, вылетали стёкла. Так же был замечен излишний интерес к батарее со стороны японского консула, который периодически, во время учебных занятий на батарее, проезжал мимо на автомобиле. По этой причине был установленн сплошной забор, перекрывавший обзор на батарею излишне интересующимся.
Огневая позиция разместилась на самом берегу. Командный пункт оборудовали в одном из склепов старого эгершельдского кладбища. Рядом с крепостным казематированным пороховым погребом № 4 в тоннельных погребах разместили боезапас батареи.
В районе расположения позиции батареи была недостроенная каботажная гавань Приморской железной дороги. Сейчас здесь располагаются частный яхтклуб и стоянка частных катеров, от позиции ничего не осталось. Эгершельдовское кладбище было раскатано и заросло. Погреб боезапаса закрыт и используется местным авторемонтным предприятием как подсобное помещение. Поблизости так же находится недостроенное подземное сооружение, которое предполагается убежищем личного состава батареи.
Синим обозначена ж/д ветка, ведущая на огневую позицию, красным – снарядный погреб:
Синим обозначена ж/д ветка, ведущая на огневую позицию, красным – снарядный погреб:
Под снарядный погреб были использованы тоннельные хранилища рядом с пороховым погребом №4 ("Шкотовский") бывшей крепости.
Фото предполагаемого убежища:
Фото предполагаемого убежища:
А пушки тянет паровоз
А пушки тянет паровоз
А пушки тянет паровоз
Так же ТМ-2-12 стояли на вооружении батареи №8, для которой было построенно две позиции через Уссурийский залив от Владивостока: позиции "Вампаусу" и "Дунай".
Одно из орудий на позиции "Дунай"
Одно из орудий на позиции "Дунай":
В 1934 году на Николаевских государственных заводах им. А.Марта было завершено изготовление шести железнодорожных артиллерийских установок ТМ-2-12, составивших батареи № 7 и № 8. Проект этих установок был разработан в 1932 году по заказу Технического отделения Экономического отдела ПП ОГПУ в ЛВО под руководством инженера А.Г.Дукельского. Рассмотрен и утверждён проект был 21 марта 1932 года. Для их изготовления использовали орудийные станки линейных кораблей Черноморского флота «Св. Евстафий» и «Иоанн Златоуст», разобранных в 1920-е годы на металлолом, а также запасные орудийные 305-мм стволы длинной 40 калибров, изготовленные в Англии фирмой «Виккерс» в 1915—1917 годах в качестве запасных для линейных кораблей Балтийского флота «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» и черноморских линкоров, имевших однотипные башенные установки. Для обеспечения работы механизмов вертикальной наводки использовали электродвигатели от поднятых в 1931 году башенных установок линейного корабля Черноморского флота «Императрица Мария». Двигатели, пролежав 15 лет под водой, работали без замечаний. В конце 1934 году батарея № 8 прибыла во Владивосток.
В том же году в Шкотовском укреплённом районе на восточном берегу Уссурийского залива подготовили позицию «Вампаусу» (вторая позиция батареи № 8) к которой проложили специальную железнодорожную ветку от станции Смоляниново. Прибывшую батарею в марте 1935 года, несмотря на плохое состояние железнодорожного пути, с большим трудом удалось перебросить на штатную позицию. Батарея вошла в объединённую 12-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду.
Вампаусу. КП
Вампаусу. КП:
А пушки тянет паровоз
Одно из поворотных оснований для транспортёров:
Одно из поворотных оснований для транспортёров:
А пушки тянет паровоз
Спутниковый снимок местности:
Спутниковый снимок местности:
Дунай. Огневая позиция на данный момент на территории действующей ВЧ. КП в свободно доступе:
Дунай. Огневая позиция на данный момент на территории действующей ВЧ. КП в свободно доступе:
А пушки тянет паровоз
А пушки тянет паровоз
А пушки тянет паровоз
Рядом с позицей "Вампаусу" базировалась ЖД батарея №2, на вооружении которой стояли 152мм орудия. Батарея на станции "Первая речка":
Рядом с позицей "Вампаусу" базировалась ЖД батарея №2, на вооружении которой стояли 152мм орудия. Батарея на станции "Первая речка":
Батарея на огневой позиции:
152-мм/45кал. Железнодорожная батарея № 2 располагалась на станции Линда (ныне станция Стрелок недалеко от Подъяпольска). Транспортёры этой батареи были построенны в 1928–1929 годах.
Орудия этой батареи могли вести огонь на расстояние до 20 км благодаря тому, что были вооруженны модернизированными орудиями Канэ с углом возвышения 30°.
Данная батарея, как и все остальные, активно участвовала в различных учениях. Так 24 августа 1944 года 152-мм батарея № 2 и 130-мм батарея № 3 провели стрельбы по сухопутной цели с участием батареи звуковой разведки, причем пристрелку осуществляли с помощью звукового репера. Стрельбу проводили в районе разъезда «1945-й километр» (в настоящее время станция Амурский залив). При переходе на зимнее расписание 1944–1945 года батарея перешла на дислокацию в район станции Угловой, откуда во время февральских учений 1945 года перешла на станцию «Первая Речка».
Помимо описанных батарей на вооружении стояли и батареи меньшего калибра.
130-мм.
130-мм Ж/Д батарея в Порт-Артуре с уже китайским расчётом:
130-мм Ж/Д батарея в Порт-Артуре с уже китайским расчётом:
130-мм/55 железнодорожный транспортёр береговой артиллерийской железнодорожной батареи № 3 в походе:
Орудиями этого калибра изначально была вооруженна лишь батарея № 3 (место дислокации посёлок Тавричанка). 130-мм/55 кал. артиллерийские установки батареи № 3 имелидальность стрельбы 17,2 км. Летом 1945 года они были заменены современными 130-мм орудиями Б-13-2с, причем число орудий в батарее увеличили до трёх. Соответственно, дальность стрельбы батареи возросла до 25 км.
Помимо батареи № 3 в 1944 году на заводе № 202 («Дальзавод») изготовили девять 130-мм железнодорожных артиллерийских транспортёров, из которых сформировали 222-й отдельный морской железнодорожный артиллерийский дивизион в составе трёхорудийных батарей №№ 866, 867 и 868. За исключением № 868, батареи дивизиона были вооружены 130-мм/50 пушками Б-13-2с. Батарею № 868 первоначально вооружили устаревшими 130-мм/55 пушками Обуховского завода. В 1945 году её также перевооружили на 130-мм/50 пушки Б-13.
Места дислокации:
№ 867 — на п-ове Шкота у МТА (Минно-торпедного арсенала).
№ 868 — на Второй Речке.
В конце 1945 года, после перевооружения на более новые орудия, все четыре 130мм батареи были переброшенны в Порт-Артур.
76мм.
Серьёзное усиление получила 12-я морская железнодорожная артиллерийская бригада в декабре 1941 — феврале 1942 годов: Во Владивостоке на заводе № 202 («Дальзавод») было построено 12 железнодорожных артустановок, вооружённых универсальными 76,2-мм арторудиями 34-К, из которых сформировали четырёхорудийные батареи №№ 344, 345 и 346, включённые в состав 5-го отдельного морского железнодорожного артиллерийского дивизиона. Дальность стрельбы 76,2-мм универсальных артиллерийских установок 34-К составляла 13 км, причем они также могли вести зенитный огонь.
В 1942 году батареи занимали следующие огневые позиции: 344-я и 346-я – на Угловой, 345-я – в Озерных Ключах, где отрабатывали огневое взаимодействие со стационарными батареями АСБО. Учебные стрельбы батарей проводились в районах, близких к реальным боевым позициям сектора, чем достигалась максимальная приближенность условий их выполнения к боевым. Большинство сухопутных стрельб выполнялось на полигоне в районе станции Давыдовка на Тавричанской ветке. Оттуда, в частности, проводились учебные противотанковые стрельбы 76-мм железнодорожных батарей.
При переходе на зимний боевой распорядок в конце 1944 – начале 1945 годов батареи дислоцировались: батарея № 344– на станции Угловая, в тупике Лесопильного завода; батарея № 345 – на станции Угловая, в спецтупике 13-й бригады морской пехоты; батарея № 346 – в тупике разъезда «1945 км».
14 февраля 1945 года батареи 5-го дивизиона участвовали в двусторонних отрядных учениях по обороне Главной базы ТОФ с суши. Руководителем этого учения был начальник Береговой обороны ТОФ и комендант Береговой обороны ГВМБ ТОФ «Владивосток» генерал-лейтенант С.И.Кабанов, начальником артиллерии – командир 12-й морской железнодорожной артиллерийской бригады генерал-майор И.Н.Дмитриев. В ходе учения батареи дивизиона, снявшись со своих основных позиций, перешли: № 344-я – на станцию Эгершельд, № 345-я – на станцию Океанская, № 346-я – на станцию Вторая Речка, осуществляя огневое прикрытие западного берега п-ова Муравьева-Амурского от нападения со льда Амурского залива.
Теперь немного общей информации:
В 1932—1934 годах было развёрнуто масштабное железнодорожное строительство для нужд береговой обороны МСДВ. Прежде всего сооружались оперативные ветви ВУРа. В первую очередь прокладывалась железнодорожная ветка Гнилой Угол — б.Улисс, где предполагалось разместить батареи 5-го железнодорожного артиллерийского дивизиона для защиты подходов к проливу Босфор Восточный со стороны Уссурийского залива. Прокладывалась ветка Гнилой Угол — станция Площадка (располагавшейся неподалеку от бухты Тихой в долине речки Объяснения). Велось строительство базы железнодорожной артиллерии в верховьях долины Первой Речки, куда ещё до революции проложили так называемую Военную ветку бывшей Владивостокской крепости. Для манёвра тяжёлых артиллерийских систем между станцией Площадка (позиция «Гнилой Угол») и базой на Первой Речке строился тоннель «им. тов. Сталина». Первоначально все работы проводились Управлением Начальника работ Байкало-Амурской Магистрали (УНР БАМ). В 1933 году их передали созданному тресту «Дальстройпуть». Для ускорения строительства к этим работам в январе 1933 года привлекли около 1100 бойцов 4-го, 5-го и 6-го железнодорожных полков 1-й Бригады Особого железнодорожного корпуса. В 1934 году все работы полностью принял на себя Особый железнодорожный корпус под командованием Я.Я.Лациса.
Ещё в октябре 1932 года, когда тяжёлые железнодорожные батареи существовали только на бумаге, А.Б.Елисеев предложил сформировать железнодорожную артиллерийскую бригаду в составе уже существующего 5-го, а также проектируемых 6-го, 7-го и 8-го железнодорожных артиллерийских дивизионов. Штаб и управление этой бригады, получившей наименование 12-я морская железнодорожная артиллерийская бригада, сформировали в течении 1933 года, ещё до прибытия на Дальний Восток тяжёлых батарей. После прихода 356-мм батареи № 6 во Владивосток её командир И.В.Малаховский был назначен командиром бригады, а командир 5-го дивизиона И.И.Швечков возглавил её штаб. Именно он проводил изыскательские работы для выбора позиций 305—356-мм транспортёров в районе залива Америка. Все три тяжёлые батареи («Гнилой Угол», «Эгершельд», «Дунай») и 5-й железнодорожный отдельный артиллерийский дивизион объединили в 12-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду.
Командный пункт бригады разместили на бывшем форте Линевича. Под компост 6-й батареи приспособили казематы бывшей 10-дюймовой батареи 55-й высоты , под командирскую рубку использовали сохранившийся дореволюционный дальномерный павильон, а новый восьмиметровый дальномер установили на открытой бетонированной площадке. Новый командный пункт для бригады построили в 1935 году на вершине одной из высот над бухтой Патрокл.
Владивостокский укрепленный район включал в себя в 1938 году 9-ю артиллерийскую бригаду, состоящую из 1, 2, 3 и -го отдельных артиллерийских дивизионов, 12-ю железнодорожную артиллерийскую бригаду (без 8-й батареи, отправленной в 1935 году в ШУР). Все береговые батареи укрепрайонов ТОФ поочередно находились на оперативном дежурстве в стадии полной боевой готовности. Железнодорожные батареи 5-го дивизиона выезжали для несения оперативного дежурства на позицию «Улисс», а также на побережье залива Америка. Батареи регулярно отрабатывали учебные стрельбы, стрельба велась по движущимся мишеням, а также, при плохой видимости и в ночное время, с использованием прожекторов и осветительных снарядов. Железнодорожные батареи также отрабатывали задачу ведения сухопутного боя, регулярно выезжая для этой цели на полигон в районе станции Петровка в Шкотовском укрепрайоне.
Демонтирована железнодорожная артиллерия (как и береговые батареи среднего калибра и большая часть открытых 180-мм батарей) была в начале 1960-х годов.
Информация из книги «Крепость Владивосток» (издание 2001 года) и сборника «Крепость Россия» (выпуск 2), где об этом вопросе можно почитать подробнее. Архивные фото: книга "Ворошиловская батарея"; сайт rufort.ru; фондов Военно-исторического музея Тихоокеанского флота, с сайта fortress.wl.dvgu.ru. Современные фото сохранившисхя сооружений с нашего сайта KFSS.ru
Ссылки по теме: