Смерть, сон и спасение М-105Р
Есть в Новгородской области большое болото. Оно столь же живописно, как и десятки или сотни других ему подобных, и вряд ли бы привлекло наше внимание, если бы не тайна, которую оно хранит.
ЛЮДИ НА БОЛОТЕ
Дорогу от деревни нашел сразу. На отсыревшей земле отлично читались характерные следы от шин, которые могли принадлежать единственному в мире племени автомобилей – внедорожникам. В лесу началась колея, и смутные беспокойства по поводу поиска правильной дороги отпали – заблудиться не получится при всем желании. Оценил совет Сергея Баранова, заварившего всю эту историю, лет пять ею занимающегося, пригласившего меня на ее финал (возможно, промежуточный), не ехать на «Патриоте». Да, на М-10 было туго, фуры висели на хвосте, норовя раздавить неспешного «козла», но зато в лесу я легко лавировал между деревьев, штурмовал ручьи и пролетал на раз заболоченные участки. Лебедка на переднем бампере приятно грела сознание: с ней не страшно сунуться в колею, глубина которой сравнима с дорожным просветом машины. На обратном пути, кстати, сел на мосты в одном месте, и если бы не лебедка, то долго бы я мок под мелким осенним дождиком, орудуя лопатой и хай-джеком.
Пять километров лесной дороги, местами старой, а кое-где свежей, пропиленной среди деревьев, прошел на одном дыхании – УАЗ «рулит»! Наконец, сквозь ветви замаячили автомобили и палатки. Все, я в лагере. Ни души, только долетает издалека шум работающего движка. Неожиданно, словно из-под земли, появляется человек.
– Приветствую. Николай, – протягивает он мне руку. – К нам?
– Разумеется. Разве случайно кто сюда заедет?!
– Да, конечно. Глупый вопрос! Чайку? Или чего покрепче?
– Покрепче обязательно, но потом. Как там? Продвигается дело?
– Помаленьку. Пойдем посмотрим?
Ждать себя не заставляю ни секунды, и мы вдвоем спешим на звук поющего на разные лады мотора. Лес расступается, моему взору открывается огромное болото, с редкими сосенками, разбросанными то тут то там, с кочками, покрасневшими от созревшей на них клюквы. Говорят, здесь есть настоящие топи и даже линзы открытой воды – места гиблые, но здесь, недалеко от берега, ходить можно нормально, правда, ноги переставляешь с трудом, выдирая сапоги из напитанного водой мха. На трофи-рейде «Ладога» по подобным болотам ухитряются ездить на машинах. Конечно, не на простых, а на так называемых «котлетах». В нашем арсенале таковых нет. Да и совсем не ради покатушек по болоту собралось здесь полтора десятка крепких мужиков. Вон они копошатся метрах в ста впереди, что-то тащат из болота. Что потеряли? Перенесемся на… 70 лет назад.
НЕУДАЧНАЯ ПОСАДКА
Отбомбившись, «пешка» легла на обратный курс. До аэродрома в Выползово оставалось совсем немного, когда… Мы не знаем и, наверное, уже никогда не узнаем, что же именно произошло в ту первую зиму войны над озером Лютицким. Ныне покойная Александра Петровна Вихрова из деревни Плав вспоминала, что как-то над лесом показался самолет. Наш ли, немецкий ли – разве разберешь? Ясно было одно, машина была подбита, поскольку за ней тянулся черный шлейф. Самолет быстро снижался, скрылся за верхушками деревьев, и почти сразу же над лесом поднялся столб дыма. Похоже, авария случилась как раз на озере. Видимо, летчик пытался посадить раненую в бою машину на лед.
Старики, бабы, дети – все кинулись к озеру, благо дорога туда была хорошо знакома: на прибрежных лугах втайне от начальственных глаз, время-то было суровое, заготавливали сено. Прибежав, увидели, что самолет наш, советский, при неудачном приземлении он перевернулся, одно крыло вместе с мотором оторвало от фюзеляжа. Экипаж погиб. Из березок связали сани-волокуши, мужики положили на них безжизненные тела и потянули их к берегу. На суше нашли место повыше, куда в паводок не доходит вода, при помощи пешни вырубили в мерзлой земле могилу, куда и опустили погибших ребят. Поставили простой деревянный крест. Бабы смекнули, что из парашютов летчиков – теперь-то они уже никому не нужны – можно шить отличные рубахи для детворы. Невиданное богатство утащили в деревню.
НА ОЩУПЬ
– Давай помаленьку, подтягивай.
– Стоп! Опускай! Тут еще надо подрезать, дайте-ка лопату.
– Попробуй снова. Так, кажется, идет потихоньку.
– Помпу не выключайте! Пусть качает.
Из болотных недр, из ямы размером примерно 2х2 метра, в которую постоянно прибывает вода, сочащаяся из вспоротого лопатами дерна, тянут при помощи ручной тали агрегат под названием «М-105Р». Это мотор, который устанавливали на пикирующий бомбардировщик Пе-2. О том, что речь идет именно об этой модели, предположили исходя из того, что в экипаже было три человека. Значит, точно не истребитель. Оставалось искать более веские доказательства.
Когда-то мотор, как и сам самолет, лежал на поверхности, но через десятки лет о событии, случившемся на Лютицком во время войны, не напоминало ничто. Оно сохранилось только в памяти жителей окрестных деревень. Однажды в эти края нагрянула большая и шумная компания джиперов в поисках Маресьевского камня. Подробный рассказ об этой экспедиции опубликован в октябрьском номере нашего журнала за 2005 год. Тогда-то, шесть лет назад, слово за слово, впервые и всплыла история о другом упавшем самолете. Ребята загорелись, по нескольку раз в год, и летом, и зимой, стали приезжать сюда. Беседовали с местными старожилами, пешком и на лыжах обследовали Лютицкое болото с помощью металлоискателя, кололи его щупами. И искали захоронение летчиков на берегу.
ХРАНИТЕЛИ ИСТОРИИ
Самое время назвать тех, без чьей помощи вряд ли удалось бы что-то обнаружить. За более чем полвека Федина пустошь – так во время войны называлось это место на берегу озера – превратилась в глухой лес. Если бы не воспоминания местных жителей, невозможно было бы поверить в то, что когда-то здесь были луга. Очень помогли поискам Тамара Александровна Степанова и Николай Степанович Журин из Плава. Они поведали о том, что помнили сами из своего военного детства, что рассказывали им их родители, что удалось узнать у знакомых, живущих в Плаве и соседних деревнях. В конце сороковых годов часть самолета еще была на поверхности, его не втянуло тогда полностью в болотную жижу. Деревенские сорвиголовы даже лазили внутрь полузатопленного фюзеляжа и однажды вытащили оттуда планшет. В нем оказались карта и фотография. Карточку Тамара Александровна сохранила…
Постепенно оживали события давно минувших лет, в частности, подробности захоронения летчиков. Веревки, привязанные к саням-волокушам, на которых тащили тела, не выдержали и порвались. Кто-то сообразил, что крепкий металлический тросик можно отодрать от самолета. Так и поступили. Казалось бы, интересное воспоминание, но разве может оно как-то помочь поискам? В подобных делах, как оказалось, важна любая, даже ничего на первый взгляд не значащая мелочь.
ПЕРВАЯ УДАЧА
Неузнаваемо изменился за десятилетия берег Лютицкого озера, превратившегося в болото, но не все исчезло бесследно. В лесу удалось найти остовы фундаментов сенников, сложенные из валунов. Встречаются и просто кучи камней: известно, что в местах покосов их собирают и складывают в одно место, чтобы не повредить косы. Как после таких находок не доверять местным? А окончательно в том, что людям надо верить – они многое помнят, ребята убедились, когда в районе предполагаемой могилы летчиков при помощи металлоискателя были обнаружены остатки стального тросика. Помните, как тянули волокушу? Получается, что все совпадает! Изучение ценной находки навело на догадку, что тросик этот – не что иное, как обрывок антенны. У Пе-2 она находится сверху над фюзеляжем, поэтому ее легко было отодрать. А тут еще, словно окончательное подтверждение правдивости всех воспоминаний и предположений, обнаружился кусок алюминия в серой краске – явно фрагмент от самолета.
ЗАЦЕПИЛИ ПО-КРУПНОМУ!
С удвоенной энергией принялись прочесывать болото в предполагаемом месте падения машины. И, наконец, нащупали какой-то крупный объект. Стали копать. Представляете, каково это на болоте! Когда на глубине около двух метров (!) показались шестерни, часть распредвала с коромыслами, все сомнения отпали – мотор найден! И почти сразу же обнаружили деталь, на которой была выбита модель двигателя. Оставалось поднять технические данные нашей авиации военного времени, чтобы вопрос о типе самолета был решен: в болоте лежит именно Пе-2! Значит, где-то рядом надо искать второй мотор. Как и сам центроплан.
Фрагменты алюминиевой обшивки, пластикового фонаря кабины попадались повсюду в районе находки. Конечно, заманчиво найти и вытащить самолет, но, во-первых, пока еще его местонахождение точно не определено, а во-вторых, подручными средствами его подъем осуществить невозможно. Мотор-то тянет почти на 600 кг! Невольно приходят на ум известные с детства стихи: «Ох, нелегкая это работа…» Может, и не стоит утруждаться? Зачем все это? Азарт – стимул мощный, но все же? Тем более что в необычное дело ввязались джиперы и им сочувствующие, но никак не поисковики, для которых подобные мероприятия составляют смысл жизни.
ЗАВЕТНЫЙ НОМЕР
С фотографией одного из летчиков, которую долгие годы хранила Тамара Александровна, ребята отправились в Центральный Архив МО в Подольске. Неправильно это, что могила наших летчиков находится в глухом лесу, о ней почти никто не знает, если есть хоть какая-то возможность восстановить имена членов погибшего экипажа. Тогда уже можно добиться перенесения останков на воинский мемориал. А вдруг и родственники найдутся! Но в архиве по фотографии не ищут. Или не хотят. Нужен номер самолета: центроплана, вооружения, двигателя. Вот тогда можно поднять военные архивы и узнать, кто отправился в последний боевой вылет на этом Пе-2. Но все важные номера находятся со стороны винта. И как раз своей передней частью мотор ушел в болото, значит, надо вытаскивать его целиком, чтобы добраться до заветных цифр.
ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ
Представьте себе рыболовный крючок-тройник. Примерно так выглядит наш мотор с загнутыми лопастями винта. Чтобы поднять его на поверхность, пришлось не только полностью вынуть дерн по всей длине (или высоте, учитывая расположение) мотора, но и прокапывать колодцы для лопастей. Причем, на глубине почему-то оказалось много остатков деревьев. Видимо, 70 лет назад местность сильно отличалась от нынешней, хотя все равно объяснить наличие толстых стволов вокруг трудно. Но объяснять ничего и не надо, а надо пилить, копать, отсасывать воду.
Мотопомпа работает почти постоянно. Хорошо, что взяли две. Одна сломалась после того, как под крыльчатку насоса попала пулеметная гильза. Сантиметр за сантиметром мотор вместе с моторамой, с мясом вырванной из крыла, ползет вверх. Тренога, сколоченная из сосновых стволов (в округе, кажется, выпилили все, что можно), трещит, основание ее тонет в болоте. В какой-то момент стальной трос, заведенный за выступающие части мотора, не выдерживает – почти полностью высвобожденный семидесятилетний пленник с характерным хлюпаньем возвращается в привычное ложе. Вяжут другой трос, потолще. Чтобы прошел винт, приходится строить новую треногу, с более широким основанием. Текут часы, но вот, наконец, мотор поднят на максимальную высоту: цепная таль подтянута до предела.
Александр Ковалев, неформальный руководитель беспрецедентной операции, берет в руки рацию:
– Влад, натягивай потихоньку.
– Понял. Наматываю.
– Стоп! Есть натяжка. Давай нагрузку. Все отошли подальше!
– Тяну. Осталось метров 15 свободного троса.
Там, в лесу, метрах в 150 отсюда стоит уазик Влада Кузнецова с мощной лебедкой. 30 метров ее кевларового троса тут бессильны: нужно еще несколько удлинителей, чтобы дотянуться до места битвы за мотор. Их протягивают сначала между деревьев на берегу, отыскивая прямой свободный коридор, затем по открытому пространству болота. Конец составного троса цепляют за макушку треноги, машину упирают бампером в дерево, тянут, заваливают конструкцию с подвешенным мотором, чтобы он лег на подготовленный бревенчатый настил. Ключевой момент всей операции! Все затаили дыхание в ожидании развязки. Позади два дня сидения в болоте, да что там – пять лет поисков, сомнений, надежд и разочарований. Все понимают, что если сейчас допустить ошибку, если мотор сорвется назад в стремительно заполняющуюся водой яму, то поднять его во второй раз не будет ни сил, ни времени. Если только в другой раз, но сколько за это время воды утечет, и здесь эта присказка звучит вполне осязаемо, буквально. То ли все так хорошо продумали, то ли просто повезло, но мотор лег на бревна идеально. Все вздохнули с облегчением.
ЗЕМНОЙ ПУТЬ М-105Р
Мотор, лежащий на боку, – этого достаточно для того, чтобы узнать столь нужный номер. Конечно, его еще нужно отыскать, прочитать, но, по большому счету, цель достигнута, далее следует переквалифицироваться из болотных червей в архивных. Но разве можно допустить, чтобы такой красавец, с согнутым, но не сломанным винтом, с почти целыми облицовками снова погрузился в болото, и теперь уже, видимо, навсегда?! Еще более будет обидно, если полтонны алюминия и высококачественной стали окажутся в руках тех, кому важнее истории и памяти легкая нажива в виде реальных денег, вырученных за сданный в металлолом мотор. Да разве просто не жаль бросить здесь осязаемый результат своего нелегкого многодневного труда? Кстати, в болоте, без доступа кислорода, мотор сохранился практически идеально: следов ржавчины не видно. Почти единогласно приняли решение вывезти находку с болота. Легко сказать, но как сделать?
Прежде всего, сколотили крепкие сани-волокушу. О том, что мотор с самого начала намеревались забрать, говорит такой нюанс: с собой ребята привезли пару листов оцинкованного железа. Ими обили снизу сани, чтобы они лучше скользили. На укладку мотора уходит несколько часов. Его кантуют, поворачивают буквально по сантиметру: если завалится в болото, то придется опять строить треногу, чтобы его поднять. А это и время, и силы – и то и другое на исходе. Наконец, наступает трогательный момент, когда Александр Ковалев говорит, обращаясь к мотору, словно к живому существу: «Ну, прощайся с местом, где ты провел 70 лет». Лебедка мотает, сани медленно, рывками, но уверенно ползут по мху. Позади остается след, который посторонний человек запросто может принять за свидетельство пребывания на болоте НЛО. Правда, примятая жутким весом растительность довольно быстро поднимается – болото берет свое.
В лесу приходится гатить дорогу, закрывать ямы между кочками, валить деревья, прокладывая путь необычному грузу. Многократно цепляют за деревья блок, через который тянется трос от лебедки. Таким образом удается изменять направление движения саней. Лопасти винта, торчащие по бокам, норовят зацепиться за деревья, пеньки, кочки, чего допустить нельзя во избежание сваливания мотора с саней. Идет четвертый день операции. Впереди еще полтора. День или ночь уже не важно – работа идет почти без перерывов. По лесной дороге до опушки, куда уже может подойти машина с прицепом, сани тянут при помощи Mitsubishi Pajero II с «автоматом» – получается на удивление неплохо. В особо засадных местах помогают лебедкой. На опушке находят мощное дерево, на толстую ветку вешают блок и при помощи той же лебедки перегружают мотор на прицеп.
ПОБЕДА – ЗА НАМИ!
На исходе пятых суток спасатели и «спасенный» оказываются на твердой дороге. До Москвы около 450 км. Ночь. На рассвете шестого дня М-105Р оказывается в столице. Что дальше?
Отчасти мы уже ответили на этот вопрос. Если удастся установить имена членов экипажа, состоится вторая часть этой эпопеи: перезахоронение останков наших летчиков. Это уже совсем другая история, хотя и неразрывно связанная с той, что вы только что узнали. А мотор займет место в одном из музеев, посвященных Отечественной войне. Бывая в них, видя экспонаты, найденные на месте ведения боевых действий, я, конечно, понимал, что найти и привезти их дело сложное. Теперь вы представляете насколько, когда рассчитывать приходится только на собственные силы и возможности, как физические, так и духовные. Победа осталась за нами!