Про седьмую попытку
Продолжая прошлогоднюю историю… Поисковый отряд «Демянск» при поддержке суровых подольских парней (под командованием гвардии капитана Юрия Старостина, руководителя Центра духовного, нравственного и патриотического воспитания молодежи Подольского благочиния) и примкнувших волонтёров продолжает работы по подъёму из болота советского штурмовика Ил-2, не вернувшегося с боевого задания в 1943 году.
Очередная, седьмая попытка извлечь бронированную машину с экипажем из пучин новгородских болот окончательным успехом не увенчалась. Промежуточный итог: с глубины в 8 метров всё же удалось вытащить двигатель самолёта, на нём отчётливо видна пулевая пробоина (видимо — крупнокалиберный пулемёт или малокалиберная пушка).
Про седьмую попытку
Работы по подъему снова были сопряжены с естественными трудностями: большая глубина залегания, невозможность оперативного привлечения тяжёлой техники и «жидкость» грунта, конечно, заставляли тратить массу усилий. Откаченная помпами вода и извлечённая уже вёдрами, вручную, жижа позволили добраться до двигателя, после чего, несмотря на необходимое укрепление стенок раскопа, грунт огромными пластами съехал вниз, поставив жирную запятую в работах.
* * * * *
Сведения о экипаже пока что остаются без изменений, не без веских оснований предполагается, что в бронекорпусе ждут своего часа останки пилота, младшего лейтенанта Владимира Рита и бортстрелка, старшего сержанта Александра Шопенкова.
Лагерь поискового отряда установили на берегу небольшой, но труднофорсируемой речки. Каждый день от лагеря к месту работ курсировал гусеничный тягач с разнообразными грузами и пассажирами, которым повезло. Без особой нужды народ двигался пешим порядком, не в последнюю очередь из соображений экономии. Через несколько километров извилистой и местами вдрызг разбитой дороги (болотоход на шинах низкого давления, гусеницы или крепкие ноги в резиновых сапогах — выбор мастеров), прибыли к месту проведения работ.
В воронке размером с добрый московский бассейн, на глубине более 7 метров (а может и больше, сказать точнее можно только по факту извлечения искомого), лежит упавший штурмовик с экипажем. Немного постояв в режиме «глаза боятся, а руки делают», приступили к работе. Из тягача выгрузили доски и брёвна, мотопомпы, ГСМ, пожарные рукава, запчасти — получилась немало.
Пока часть коллектива оборудовала «полевой болотный стан», другая часть соединила пожарные рукава, подключила их в помпам и занесла концы рукавов на сотню метров вглубь леса. Чтобы откачанная вода не сливалась обратно в воронку раньше срока. Помпы заправили, проверили, запустили и занялись подготовкой крепей для стенок ямы и сборкой настила для тачек, в которых предполагалось вывозить подальше от раскопа болотную жижу. Против жижи помпы совершенно бессильны, приходится орудовать руками да вёдрами. Не забыли и про лестницы, по которым личному составу предстояло сновать вверх-вниз с теми самыми вёдрами, полными мокрого торфа.
Ведро — главное оружие поисковика в сложившихся обстоятельствах. Ведром и руками откачивать здоровенную воронку страшно, но можно. Потому что иначе — никак. Помпы своё дело сделали, воды ушла, обнажив изрядных размеров углубление в болоте. Разделившись на части, отряд и примкнувшие выстроились в живую цепь и вступили в единоборство с природой. Как и планировалось, жижу поднимали вручную наверх, сливали в тачки, отвозили по дощатому настилу подальше и так далее, пока не стемнеет.
Два выходных дня прошли очень быстро, пришло время мчать в столицу. Оставшиеся на месте участники работ вытащили на свет двигатель с пулевой пробоиной. А потом стенки ямы съехали вниз, сведя на нет массу усилий и обеспечив отряду новый фронт работ. Ничего не поделаешь, следующего «подхода к снаряду не избежать». Как говорил один мобильный и эффективный товарищ - «Нет в мире таких крепостей, которых не могли бы взять трудящиеся...»
* * * * *
Командование отряда выражает благодарность всем, кто смог помочь в подъёме Ил-2, в том числе и материально. На собранные через ФППО «Фонд Обороны» средства удалось обеспечить работы ГСМ: колёсная, гусеничная техника и трудившиеся без продыху мотопомпы «сожрали» немало бензина, солярки и масел.
Следующая, восьмая попытка добраться до бронекорпуса и извлечь останки экипажа состоится в ноябре. Судя по всему, на место необходимо будет гнать гусеничный трактор, который за несколько дней работ сможет, закапываясь самостоятельно до нужного уровня, обеспечиться доступ к бронекорпусу и несколько убавить долю ручного труда.
Желающим оказать материальное содействие и подсобить в обеспечении этой поисковой операции предлагается обращаться сюда. Помощь, как водится, очень нужна.
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
Про седьмую попытку
В продолжении сообщаю: самолёт и лётчиков пока что не достали. Но с семиметровой глубины извлекли редуктор с номером. Удалось прочитать номер двигателя 458427, краской на бронекорпусе была сделана надпись 106/13. Ориентировочно бой был 17.02.43, было сбито три штурмовика ИЛ-2, один из которых пилотировал ГСС Красота Георгий Тимофеевич. Он единственным вернулся в расположение своей части, после 10 дней скитаний.
Благодаря поддержке из Подольска, удалось выяснить номер самолета и состав экипажа. Как и предполагалось, самолет оказался из группы Красоты, номер самолета 301306. Пилотировал его младший лейтенант Рит Владимир Иванович 1916 гр, командир звена. Бортстрелок - старший сержант Шопенков Александр Григорьевич 1919 гр.
Номер записи 4817930
Фамилия Рит
Имя Владимир
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1916
Место рождения Ленинградская обл., пос. Тарковичи
Последнее место службы 292 штурмовая ад
Воинское звание мл. лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 19.02.1943
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18001
Номер дела источника информации 1172
Номер записи 4817931
Фамилия Шопенков
Имя Александр
Отчество Григорьевич
Дата рождения __.__.1919
Место рождения Орловская обл., Комаричский р-н, с. Шарово
Дата и место призыва Брянский РВК, Орловская обл., Брянский р-н
Последнее место службы 292 штурмовая ад
Воинское звание ст. сержант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 19.02.1943
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18001
Номер дела источника информации 1172
Ссылки по теме: