Одна история войны
Трудно описывать историю когда неизвестно ее окончание. Но в данном случае затем и пишу. Может быть разойдется информация по интернету и даст результаты.
Предыстория
Летом 2005 года, нам с товарищами довелось побывать в деревне Плав Валдайского района Новгородской области. Это та самая деревня, жители которой нашли легендарного летчика Алексея Маресьева. Тогда, в 2005 году еще была жива Александра Петровна Вихрова - последняя свидетельница событий связанных с летчиком. Собственно мы и ехали туда в связи с книгой Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Сын одного нашего приятеля спросил - правда ли был такой летчик. Ему ответили, что правда. А потом... Потом решили показать где и как. Самим тоже было интересно.
До посещения деревни Плав, все что мы знали, это текст книги и настоящее имя прототипа главного героя - героя СССР Алексея Петровича Маресьева.
Путь в любом случае лежал через деревню. Посещение деревни Плав оказалось до крайности интересным. Во-первых, мы узнали, что дом семьи Вихровых, тот самый дом в котором выхаживали раненого летчика, до сих пор стоит. Соседка Вихровых, мировая женщина Тамара Александровна Степанова, угостила нас парным молоком и проводила до дома Вировых, где мы познакомились с Александрой Петровной.
В гости мы напросились, чего уж скрывать. Александра Петровна рассказала нам о том, что случилось весной 1942 года...
С огромным сожалением признаюсь, что мы не были готовы к встрече с хозяевами дома. У нас с собой не оказалось даже диктофона, а записывать действительно было что. Фрагменты рассказа смогли записать на цифровые фотокамеры в режиме видео. Но в 2005 году, "цифрофотики" были еще далеки от совершенства.
Безусловно, в жизни все происходило совсем не так, как в книге. Старшему лейтенанту Маресьеву после 18 суток тяжелейшего пути ползком без еды по зимнему лесу повезло оказаться рядом с лесной дорожкой, связывающей соседние села. Совсем изможденный, Алексей Петрович уже не мог подняться и лежал в снегу. В то же время на эту развилку вышел житель деревни Рабежа, направлявшийся в Плав. Он не видел лежащего летчика и мог пройти мимо, если бы А.П. Маресьев не окликнул его. Немцы были совсем рядом, поэтому неудивительно, что мужик-прохожий испугался человека в форме в лесу и побежал в Плав. Там, найдя председателя деда Михайлу, поведал ему о происшествии. И лишь потом дед Михайла, Сергей Малин и Саша Вихров перевезли на санях раненого летчика в дом Вихровых. Затем были баня и известный по книге куриный суп. Алексей Петрович пробыл в Плаве совсем недолго – около трех дней. По законам военного времени об офицере сообщили в соответствующие органы, и вскоре за ним приехали, причем не друзья-однополчане, как написано в книге, а, по всей видимости, люди из "особого отдела". Жителям деревни объявили, что найденный ими человек – немец и шпион, после чего Маресьева увезли. Местные пытались узнать, как сложилась дальнейшая судьба "ихнего летчика", но ничего конкретного так и не выяснили. Уже после войны они прочитали в газете историю о настоящем человеке и, поразившись сходству, написали запрос, не тот ли это летчик, который был в доме Вихровых. И только тогда пришел положительный ответ.
Если интересно, то полный отчет о той поездке можно найти здесь:
Пропавший самолет
Кроме истории об Алексее Маресьеве, Александра Петровна Вихрова рассказала нам и о другом самолете. Рассказ состоял из следующих данных: в первую зиму войны, на озеро Лютицкое стал садиться наш самолет. Снижался и дымил. Грохнувшись на лед он перевернулся (скапотировал наверное). Мужики и дети побежали в сел на озеро. Подошли к самолету. Оказалось, что весь экипаж погиб. Три человека. Местные мужики вытащили их из самолета и похоронили на берегу озера. Документы забрали и передали нашим военным. На этом все.
Мы спросили про самолет и могилу летчиков. Александра Петровна сказала, что самолет в озере потонул, а летчики там где и хоронили. Осенью 2007 года мы, почти тем же составом вернулись в Плав. В надежде разузнать побольше о самолете. Визит начался с грустной вести - Александра Петровна Вихрова умерла за полгода до этого.
Единственными людьми кто хоть что-то мог рассказать о самолете и экипаже были Тамара Александровна Степанова и лесник Николай Степанович Журин. Они - дети войны. О самолете помнили по своему детству. Одно из их воспоминаний это парашюты летчиков. Жители деревни забрали их и шили рубахи детям.
Уже во время войны, озеро Лютицкое стало заболачиваться. Самолет лежал неподалеку от берега в заболоченной зоне. По словам Тамары Александровны и Николая Степановича, еще несколько лет после войны его было видно. Его постепенно всасывало вниз. В конце 40-х годов, Тамара Александровна со сверстниками была на Лютицком во время покоса. На берегу озера были сенники и луга. Они помнили могилу летчиков и видели самолет. Они даже бегали к нему будучи подростками и ныряли в открытый бомболюк. Однажды они вытащили из самолета планшет. В нем оказалась карта и фотография. Фотографию Тамара Александовна сохранила. Об этом позже.
Мы попросили лесника Николая Степановича Журина стать нашим проводником. Со времен войны, озеро Лютицкое полностью заболотилось и на современных картах обозначено как болото с глубиной более 2 метров. Николай Степанович поглядел на наши машины, поцокал языком и сказал: "До Лютицкого-то вы навряд ли проедите. Но полдороги можно. Дальше пешком пройдем". Так и решили.
Правда в итоге устроили трофи-рейд со всеми атрибутами. Лебедились, подкапывали землю под севшими на брюхо машинами, Лихо работали хай-джеками, но все-таки проехали все. Никалаю Степановичу даже понравилось. На Лютицком, никто из жителей ближайших деревнь не бывал уже долгое время. Все жители Плава и Рабежи, которых мы за время поисков вывозили туда, помнили местность по детству или отрочеству. Оказываясь там сейчас, они как будто сговорившись реагировали так: "Ну полное ау! Вот здесь сарай стоял, здесь лодки вытаскивали". И Николай Степанович, и Тамара Александровна, и все-все кого мы привозили на берег теперь уже болота Лютицкое не могли вспомнить место могилы наших летчиков. Показывали примерное место, разводили руками и очерчивали район размером с футбольное поле.
Экипаж
В общем-то, мы не обломались. Дело понятное. Столько лет прошло. Но для нас стало делом принципа найти могилу и добиться перезахоронения экипажа самолета из глухого леса на воинский мемориал. Исходя из имеющихся данных, мы могли предположить следующее:
1. Экипаж три человека, значит бомбардировщик.
2. Первая зима войны. Скорей всего взлетал с аэродрома в Выползово и судя по всему туда же пытался дотянуть.
Тамара Александровна Степанова, любезно отдала нам фотографию которую нашли в планшете. На фотографии изображен молодой парень в звании старшего лейтенанта и девушка. На обороте написано: Вспоминай меня. Лиза. Казань.
Так же читаются выцвевшие примечания сделанные карандашом: 27 июня. 1941. 2 шт. Очевидно это писал фотограф.
Значит мы можем добавить еще один пункт:
3. Один из членов экипажа, скорей всего пилот или штурман, находился в июне 1941 года в Казани.
Не так уж плохо! В Казани было летное училище и завод на котором делали бомбардировщики Пе-2. Учитывая, что изображенный на фото летчик был в звании старшего лейтенанта, то выпускником летного училища он не был. Мог быть инструктором. А мог и получать в Казани самолет. Но все-таки зацепка.
С этой фотографией, мы отправились в Центральный Архив Министерства Обороны в Подольске (ЦАМО). Правда результатов наш визит не дал. Увы! В архиве по фотографиям не ищут. Хотя мне кажется это странным. Ведь в районе деревни Плав не вся авиация Красной армии воевала. А уж учитывая экипаж в три человека и возможный тип самолета, тем более. Плюс к этому и то, что документы членов экипажа были переданы нашим военным. Не знаю. Может я и не прав, но думаю, что круг для поисков очерчен не самый широкий. Уж никак не годы работы с архивными данными.
Нам сказали, что нужно добыть какой-нибудь номер самолета. Номер центроплана, номер двигателя или номер пушки (пулемета).
Хм. Легко сказать. Лютицкое на сегодняшний день - болто. Причем болото опасное. Засасывает. Очередную вылазку на Лютицкое, мы предприняли в январе этого года. Надеялись, что оно замерзает. Не тут-то было! Снегу сверху навалило, а под ним все таже трясина.
Значит по льду походить с металлоискателем не получится. Сделаем еще вылазку осенью. Будем искать могилу летчиков и самолет. Попытаемся соорудить мостки и пешеходные сэнд-траки. Походим по болоту неподалеку от того берега где похоронили наших летчиков. Может и обнаружим самолет. А уж как к нему нырять, будем решать если найдем.
Но есть и еще один вариант - фотография. Я прошу всех у кого есть блог или сайт в интернете, разместить на нем фотографию летчика и девушки Лизы. Вдруг отыщется человек который знает кого-то из них?
Одна история войны
* * * * *
До сих пор, всей нашей немногочисленной группе занимающейся поисками могилы экипажа, найти ее так и не удалось. Но тем не менее, ежегодно, начиная с 2007 года, мы приезжаем в Валдайский район Новгородской области чтобы сделать еще одну попытку. И на сей раз, хоть мы и не нашли место захоронения, но кое в чем продвинулись:
В этот раз решили воспользоваться длинными выходными, даже прихватили день отгула и выдвинулись из Москвы утром 11 июня. Преодолев расстояние в 470 км, во второй половине того же дня разбили лагерь в традиционном месте - на берегу лесного озера Клеветецкое.
Озеро надо сказать красивое, хоть и небольшое. А вода в нем чистейшая. Этого само по себе уже достаточно для приезда сюда. Фотография не способна передать очарование места, но все-таки, посмотрите сами:
Озеро надо сказать красивое, хоть и небольшое. А вода в нем чистейшая. Этого само по себе уже достаточно для приезда сюда. Фотография не способна передать очарование места, но все-таки, посмотрите сами:
Утром следующего дня, отправились на двух самых заряженных внедорожниках в деревню Плав. От нее начинается лесное бездорожье к болоту в котором лежит тот самый самолет и рядом с которым похоронили экипаж. В Плаве, наша добрая знакомая Тамара Александровна Степанова, познакомила нас с гостившей у нее подругой юности Татьяной Семеновной. Такие совпадения не случайны! Благодаря Татьяне Семеновне, мы узнали кое-какие подробности, которые могли послужить точными ориентирами. И вот, мы отправились к Лютицкому. Ночевать возвращались на берег Клеветецкого, но честно, два полных дня провели рядом с болотом разыскивая остатки группы сараев, возле которых могила летчиков. Тщетно искали хоть какие-то следы построек возле лесной дорожки-просеки. И вновь ничего. Все мы взрослые мужики, но тут честное слово - хоть плачь. И вот, когда мы уже собирались домой и зашли попрощаться, Тамара Александровна и Татьяна Семеновна возьми да и скажи себе самим и нам заодно:
"А та ли это дорога, что была во время войны? В 60-е туда уже никто не ходил и не ездил, а позже, лесникам пришлось всю дорогу расчищать заново. Заново, да только может и не совсем по старому пути."
И хотя нам пора было возвращаться, мы по быстрому сунулись в лес, проверить. И точно - ту самую дорогу нашли. Она не очень далеко от нынешней, но полностью заросла деревьями сантиметров по 20-30 в диаметре ствола. Есть в старых заросших дорогах какой-то символ ушедшего времени. Стоит себе густой лес и вдруг, ты четко видишь накатанную колею, которую местами прерывает вспучившаяся от корней земля, но все-таки это дорога, со всеми ее приметами. Честно скажу - завораживает.
Времени на новые поиски примет и ориентиров не было. Но теперь надеюсь, следующий выезд принесет результаты. Как справедливо заметил Pican1 в своем комментарии к одному моему посту:
Никогда не делайте ничего правильно с первого раза, иначе никто потом не оценит, как это было сложно. В данном случае, это прежде всего касается не кого-то, а нас самих. Не готов сейчас сформулировать эти ощущения, но это на 100% так!
В конце лета или в начале осени, мы снова отправимся на Лютицкое. Продолжать поиски.
Дорога к Лютицкому болоту:
Дорога к Лютицкому болоту:
А в завершении, хотел бы рассказать о случайной, но интересной находке на берегу озера Клеветецкое где стоял наш лагерь. Мы нашли руины старого господского дома, о котором нам рассказывали старожилы. Дом был построен как говорят в середине позапрошлого века. И что интересно, он не кирпичный, а каменный. Благо, камня в окрестностях полным полно. Тоже знаете ли впечатляет, когда среди леса натыкаешься на такое:
А в завершении, хотел бы рассказать о случайной, но интересной находке на берегу озера Клеветецкое где стоял наш лагерь. Мы нашли руины старого господского дома, о котором нам рассказывали старожилы. Дом был построен как говорят в середине позапрошлого века. И что интересно, он не кирпичный, а каменный. Благо, камня в окрестностях полным полно. Тоже знаете ли впечатляет, когда среди леса натыкаешься на такое:
Одна история войны
Одна история войны
2-3 года назад, слышали мы одну местную легенду, что мол жила здесь злая барыня, чуть ли не ведьма. Похоронили ее не у церкви, а на островке посередине озра Клеветецкое. Но вскоре остров стал эдакой микро-Атлантидой - ушел под воду. И с тех пор, призрак злой тетки бродит по берегам. В общем, что-то такое. Призрака мы не встречали :)
На обратном пути, не могли не заехать к Иверскому монастырю, что на Валдайском озере. Надо бы в следующий раз начать с этого. Место красоты необыкновенной!
На обратном пути, не могли не заехать к Иверскому монастырю, что на Валдайском озере. Надо бы в следующий раз начать с этого. Место красоты необыкновенной!
* * * * *
Итак, этой осенью мы уже дважды побывали в Новгородской области. Снова и свнова разговаривали мы с местными, снова прочесывали дремучий лес, который кстати здесь именуют Черным лесом. Должен сразу сказать, что могилу летчиков мы пока так и не нашли, но определили небольшой квадрат 15х8 метров где покоится экипаж самолета. Есть кое-какие находки, которые это подтсверждают.
Знаете, поскольку мы своим немногочисленным коллективом занимаемся поисками уже несколько лет, то успели передумать всякое. В том числе, многие подробности о которых нам рассказывали местные старики нам стали казаться вымыслом. Не намеренным, а просто сложившимся в памяти людей образом и деталями, которых вероятно и не было. Повод для сомнений нам давали несоответствия в рассказах. И тем не менее, последний выезд подтвердил, что людям надо верить. Они помнят!
Последний наш выезд к болоту, состоялся 19-21 ноября сего года. В путь отправились впятером, на трех машинах. Две машины из Москвы и одна из Питера. Жить предстояло в палатках, но учитывая аномально теплую (+6 по Цельсию) погоду, решили, что это вполне комфортно.
Прибыли на место в ночь с пятницы на субботу. Часа в три наверное. С трудом нашли сухую полянку на опушке леса, поставили палатки и завалились спать. В 7 утра самый ответственный из нас - Саша Ковалев заставил всех продрать глаза и мы отправились в лес. Пешком. Так было быстрее. Световой день короткий и устрой мы офф-роуд на своих джипах, то потеряли бы массу полезного времени.
Путь до места, около 7 км прошли часа за два. Долго? Да, действительно долго, но по дороге нам пришлось преодолевать пару болотинок и три глубоких ручья. Это отняло достаточно времени. В ноутбуке запустили программу Ozi-Explorer с привязанной немецкой картой местности аж 1942 года. Скурпулезные немцы тогда, в 1942 удосужились отобразить на карте хлипкие сенники и сараи на берегу болота. Возможно эти строения были и в наших картах, но найти подробную генштабовскую топографию времен войны нам не удалось. Думаю из-за того, что карты эти уже не актуальны и мало популярны. Немецкие карты нашли только потому, что они есть в открытом доступе на разных российских и зарубежных сайтах о Второй Мировой.
Как я писал ранее, отмеченные на карте сенники и сараи были для нас принципиальными точками для оринтирования. Мужики из деревни похоронили экипаж самолета у одного из сараев. А отыскать в лесу место где 60 с лишним лет назад стоял сарай невозможно. Ничего не осталось, все поглотил лес.
И вот, с помощью GPS навигации, по карте 1942 года, мы стали обходить берег болота, в тех местах, где были нанесены квадратики строений. Ни одного бревна, ни одной доски не осталось от них. Лишь кое-где угадывались старые наезженные колеи от телег. Не перестаю этому удивляться. Ведь столько лет прошло, промеж колей уже деревья здоровенные растут, а следы от колес все еще читаются на земле. Поиски с металлоискателем, дали результаты у второго со стороны деревни сарая.
И вот тут, надо вернуться к рассказам местных жителей, к подробностям. Тамара Александровна Степанова, еще в 2005 году рассказывала нам кое-какие подробности, в том числе трогательные. Как например из парашютов экипажа деревенским ребятишкам шили рубахи. И еще, вспомнился рассказ о волокушах. Тела летчиков до места захоронения дотащили на быстро связанных из молодых деревьев волокушах. Лошадь на плохо промерзшие заболоченные берега мужики гнать не рискнули. Лошадей тогда на всю деревню было две и они были бесценны для всех жителей. Поэтому мужики рисковали собой отправляясь к упавшему самолету, а затем обратно, с телами членов экипажа. И вот самое интересное: по воспоминаниям Тамары Александровны и двух других жителей деревни, когда мужики дошли до самолета и погрузили тела на волокуши, тягловые веревки не выдержали, порвались. В качестве замены было использовано то, что оказалось под рукой - "какая-то веревка от самолета". Когда это нам рассказывали, то никто не придал этой детали значения - ну какая у самолета веревка? И лишь благодаря тому, что все рассказы мы всегда записываем на диктофон, удалось восстановить в памяти эту информацию.
А теперь смотрите:
Это мы нашли с помощью металлоискателя у того самого "второго" сарая. Вернее на том месте, где он стоял. На фотографии фрагменты плохо сохранившегося стального тросика. Поначалу мы подумали, что это часть лошадиной упряжи. Но тут же признали ошибочность такого предположения - слишком высокотехнологично. Петли заделаны с коушами и замотаны медной проволокой диаметром менее 1мм. Не бывает такой упряжи. Мы хоть и не спецы, но точно не бывает. Предположили, что это какой-то управляющий тросик от самолета. Хотя как его могли выдрать не очень понятно.
Это мы нашли с помощью металлоискателя у того самого "второго" сарая. Вернее на том месте, где он стоял. На фотографии фрагменты плохо сохранившегося стального тросика. Поначалу мы подумали, что это часть лошадиной упряжи. Но тут же признали ошибочность такого предположения - слишком высокотехнологично. Петли заделаны с коушами и замотаны медной проволокой диаметром менее 1мм. Не бывает такой упряжи. Мы хоть и не спецы, но точно не бывает. Предположили, что это какой-то управляющий тросик от самолета. Хотя как его могли выдрать не очень понятно.
Самолет по рассказам не развалился, а стало быть все троса были внутри, хрен просто так к ним доберешься без знания конструкции. Лишь по возвращению домой, с помощью найденного в интернете подробного описания бомбардировщика Пе-2 мы поняли откуда этот трос и почему он оказался под рукой. Это антенна! Над фюзеляжем Пе-2, к задним килям проходило два тросика антенного устройства:
Самолет по рассказам не развалился, а стало быть все троса были внутри, хрен просто так к ним доберешься без знания конструкции. Лишь по возвращению домой, с помощью найденного в интернете подробного описания бомбардировщика Пе-2 мы поняли откуда этот трос и почему он оказался под рукой. Это антенна! Над фюзеляжем Пе-2, к задним килям проходило два тросика антенного устройства:
Более того, конструкция антенны описана с указанием ГОСТов и найденный нами тросик полностью соответствует одному из ГОСТов, включая заделку петель медной облуженной проволокой 0,5мм. Однако на этом находки не кончились. Мы наши кусок алюминия в серой краске, который без сомнений относится к самолету. И нашли заржавленную пешню, с помощью которой возможно, долбили замерзшую землю когда рыли могилу. Плюс к этому металлические крючки и гвозди которые вероятно имели отношение к стоявшему здесь сараю.
Одна история войны
На этом, световой день практически закончился. В сгущающихся сумерках мы пошли обратно в лагерь. Вернулись затемно. Настроение было великолепное! Впервые, с 2005 года, мы нашли материальные подтверждения всех рассказов. И теперь ясно где нужно искать могилу экипажа. У этого самого места, со стороны лесной дорожки.
Весной мы обязательно отправимся туда снова. Надеюсь, что нам удасться установить место захоронения. Тогда уже можно будет обратиться к местным властям с просьбой перенесения останков экипажа на воинский мемориал. Нужно еще установить имена, для этого потребуется какой-нибудь идентификационный номер с самолета. Бог даст, попробуем установить точное место нахождения самолета в болоте зимой, во время новогодних каникул. Для этого нам потребуется болотоход-амфибия. Ибо болото под снежным одеялом не замерзает и велик риск провалиться.
Болотохода у нас нет, и его покупку мы не потянем даже всем скопом, да и не нужно его покупать. попробуем обратиться за помощью в фирмы их производящие или ими торгующие. Глядишь, может кто-то отзовется и поможет в поисках. Если все сложится, то в Питере есть люди упакованные всем нужным снаряжением для ныряния в болото. Они уже высказали готовность помочь. Вообще, вся эта история продвигается исключительно с помощью энтузиастов. Начиная с местных жителей и продолжая людьми самых разных увлечений. Так например, недавно, по просьбе Саши Ковалева, ребята из московского клуба парапланеристов облетели болото на своих парапланах и сделали полную фотосъемку поверхности. Мы надеялись, что самолет может быть хоть как-то читается сквозь ряску и тину. Но нет, не читается, все заросло. Есть пара мест на которые стоит обратить первоочередное внимание, но не факт, что самолет именно там.
Ребята парапланеристы, уже после приземления сказали, что место гиблое. Пока летали все думали: "не дай Бог упасть туда". Поэтому без болотохода, даже зимой опасно. Для наглядности выкладываю результат трудов парапланеристов - общую панораму болота:
Ребята парапланеристы, уже после приземления сказали, что место гиблое. Пока летали все думали: "не дай Бог упасть туда". Поэтому без болотохода, даже зимой опасно. Для наглядности выкладываю результат трудов парапланеристов - общую панораму болота:
Вот собственно пока и все.
Получилось так, что этой поездкой мы в буквальном смысле закрыли теплый сезон. Вечером субботы мы конечно выпили за результативный выезд. Без излишеств. Поскольку до дома ехать около 500км, то вставать собирались часов в 8-9. Но проснулись около 5 утра. От дикого холода. Наступила зима.
Так выглядел наш лагерь в субботу утром:
Так выглядел наш лагерь в субботу утром:
А это утро воскресенья:
А это утро воскресенья:
Все живы-здоровы, чего и вам желаю. В январе, если сложится выезд, напишу подробный отчет.
Несколько человек в ЖЖ, после прочтения первых двух постов о поисках, написали мне в личку, что мол зря мы на видеокамеру все выезды не снимаем. Потом можно было бы любительский фильм смонтировать про все этапы поиска. Согласен. Это могло бы получиться интересно. Но в реальных условиях просто как-то не до съемки. Хотя в январе попробуем попросить старушек из деревни еще раз рассказать нам все о чем они помнят уже для камеры. Если согласятся, то можно будет снимать сам процесс поисков. Без рассказов местных будет неинтересно.
Ссылки по теме: