Содержание:
Часть 1. Байконур — это Казахстан
Часть 2. Байконур — это город
Часть 3. Байконур — это космодром
Часть 3. Байконур — это космодром
Схема космодрома очень хорошо и наглядно представлена в виде большого объемного макета, который расположен в музее космонавки.
Схема космодрома очень хорошо и наглядно представлена в виде большого объемного макета, который расположен в музее космонавки.
На переднем плане сам город Байконур и аэропорт Крайний.
На переднем плане сам город Байконур и аэропорт Крайний.
Чуть выше, едва заметной нитью, проходит железная дорога и трасса Москва-Ташкент. Вертикальная нить — автодорога, ведущая от города на полигон. Параллельно ей идет железная дорога — именно по ней большая часть работающих на космодроме людей добирается из города на рабочие места.
Мотовозы
Мотовозы
Ст. Городская
Ст. Городская
Двигаясь по этой дороге на север справа виден измерительный пункт ИП-5 «Сатурн». «Измерительный комплекс космодрома Байконур является важнейшей составной частью комплекса испытаний и эксплуатации космической техники в период наземной подготовки, вывода на орбиту и орбитального функционирования космических аппаратов». Другими словами, именно с измерительных пунктов производится управление полетом ракеты-носителя до момента выхода на орбиту, после чего уже управление кораблем передается в ЦУП. Всего таких измерительных пунктов 10.
ИП-5 "Сатурн"
ИП-5 "Сатурн"
Едем дальше и попадаем на площадку № 1 — «Гагаринский старт». Историю названия, думаю, объяснять не нужно.
Гагаринский старт
Гагаринский старт
Площадка № 31 — параллельный старт для РКК (ракетно-космический комплекс) «Союз». Площадка № 43 — РКК «Зенит» (там побывать не удалось).
Площадка № 95 — РКК «Протон». «Комплекс создан на базе трехступенчатой ракеты-носителя „Протон“, имеющей длину 44,3 метра и максимальное поперечное сечение 7,4 метра. У поверхности земли ее двигатели развивают тягу в 900 тонн. Ракета способна вывести на опорную орбиту полезную нагрузку массой до 20 тонн, а при использовании разгонного блока — на геостационарную орбиту спутник массой до 3,5 тонн».
РКК "Протон"
РКК "Протон"
С помощью РКК «Протон» 20 февраля 1986 года на орбиту был выведен базовый блок орбитальной станции «Мир», вес которого составлял 22,5 тонны! Где сейчас «Мир»? Покоится на дне Тихого океана (затоплен 23 марта 2001 года). Официальная причина затопления — «дороговизна дальнейшей эксплуатации», неофициальная — очень нужны были кредиты от США и МВФ.
РКК «Энергия-Буран» — апогей русской космонавтики. «Ракета-носитель „Энергия“ представляет собой двухступенчатую ракету, выполненную по схеме „пакет“ с боковым размещением выводимого полезного груза. Ее первая ступень состоит из четырех боковых блоков высотой 40 м и диаметром 4 м. Боковые блоки размещены вокруг центрального блока, его высота 60 м, диаметр 8 м. Двигатели первой ступени работают на кислородно-керосиновом топливе, второй ступени — на кислородно-водородном топливе. Стартовая масса ракеты-носителя составляет 2400 тонн. „Энергия“ способна вывести в околоземное космическое пространство полезный груз массой более 100 тонн». Для сравнения: стартовая масса ракеты-носителя «Протон» всего лишь около 700 тонн, из которых более 600 тонн — топливо.
РКК "Энергия-Буран"
РКК "Энергия-Буран"
Внушительные цифры, правда? А хотите видеть, что сейчас представляет из себя РКК «Энергия-Буран»? Полуразрушенный стартовый комплекс,
РКК "Энергия-Буран"
РКК "Энергия-Буран"
РКК "Энергия-Буран"
РКК "Энергия-Буран"
МИК (монтажно-испытательный комплекс) «Энергия» с обрушенной после взрыва крышей,
МИК "Энергия"
МИК "Энергия"
и ржавеющий транспортер для ракеты-носителя «Энергия», который когда-то до стартового стола тащили 8 теповозов, и который никогда больше не поедет от МИКа к старту — дорогущий проект, на который работала вся страна, закрыт.
"Кузнечики"
"Кузнечики"
"Кузнечики"
"Кузнечики"
Так же не стоит забывать о том, что помимо мирного космоса, ещё одна задача космодрома — космос боевой. На территории полигона находилось несколько шахт межконтинентальных балистических ракет. Осталось 3 или 4. Остальные взорваны.
Взорванная ракетная шахта
Взорванная ракетная шахта
Глядя на все это, очень смешно слышать с экрана телевизора речи очередного российского «царя» о том, что мы — «великая космическая держава». По сути же, на текущий момент Россия — обычное дешевое такси в космос для других стран, мало чем отличающееся от казахов в городе, которые везут тебя из одного конца города в другой за 20 рублей (на вокзал — 50 руб.). Возим в космос за копейки кого угодно: американцев, французов, корейцев, а 24 спутника системы ГЛОНАСС не можем запустить уже 26 лет! (Первый спутник был запущен ещё 12 октября 1982 года, на текущий момент запущено 20). Вот вам и «великая космическая держава».
Но не все так плохо. Вроде бы государство опять направляет немаленькие деньги в Роскосмос, который представлен на Байконуре активно развивающейся организацией ЦЭНКИ.
ЦЭНКИ
ЦЭНКИ
ЦЭНКИ
ЦЭНКИ
С 95-й регулярно летают «Протоны», на «двойке» в «ЦСКБ-Прогресс»
ЦСКБ-Прогресс
ЦСКБ-Прогресс
исправно собирают ракеты-носители «Союз»
Ракета-носитель "Союз"
Ракета-носитель "Союз"
Ракета-носитель "Союз"
Ракета-носитель "Союз"
и отправляют их в космос с «Гагаринского старта» или с 31-й площадки.
"Гагаринский старт"
"Гагаринский старт"
Во время поездки удалось попасть в РКК «Энергия»,
РКК "Энергия"
РКК "Энергия"
где готовят к пуску пилотируемые корабли «Союз» и транспортники «Прогресс». Корабль «Союз» с фотографии отправится на МКС 27 мая.
Корабль "Союз".
Корабль "Союз".
Корабль "Союз".
Корабль "Союз".
В этом же здании находится ещё одно интересное помещение — комната, из которой космонавты дают пресс-конференцию перед вылетом.
Конференц-зал
Конференц-зал
Конференц-зал
Конференц-зал
Мы попали туда в тот момент, когда проводилась проверка скафандров на герметичность. Забавное зрелище.
Проверка не герметичность.
Проверка не герметичность.
Неподалеку от «Гагаринского старта» находится музей космонавтики. Если все продолжит развиваться так, как развивается сейчас, то в его название может добавиться слово «античной». Ещё 15 лет назад фотосъемка в музее была категорически запрещена. Сегодня — пожалуйста! Только деньги плати. Посещение музея с экскурсией, корабля «Буран», домиков Гагарина и Королева с фотосъемкой обойдется всего в 500 рублей. А посмотреть стоит и особенно послушать то, что расскажет эскурсовод.
Музей космонавтики
Музей космонавтики
Снимать сейчас в музее можно не потому, что мы стали такие открытые, а потому что эта рухлядь уже никого не интересует в плане технологии. Это все равно что скрывать от конструкторов BMW двигатель ВАЗ-2103. В основном музей напичкан всякими космическими железяками.
Космические железяки
Космические железяки
Космические железяки
Космические железяки
Космические железяки
Но есть и интересные экспонаты. Вот спускаемый аппарат корабля «Союз».
Спускаемый аппарат
Спускаемый аппарат
А рядышком — его иллюминатор. Стекло около 4 см в толщину!
Иллюминатор
Иллюминатор
Космическая еда (надписи на тюбиках — «борщ», «щи», «творог», «кофе»). Интересный момент: каждому космонавту составляется индивидуальное меню, которого он обязан придерживаться на протяжении всего полета (некоторые проводят на орбите по полгода и больше). Почему? Потому что на Землю космонавт должен вернуться в том же скафандре, в котором он улетел, т.е. он не должен ни похудеть, ни поправиться.
>Космическая еда
Космическая еда
Или вот приборная доска корабля «Восток». Именно это видел перед глазами Ю. А. Гагарин, облетая Землю. А вы говорите GPS-навигатор в машину... Во!
Приборная доска
Приборная доска
Античный пульт управления запуском.
Пульт управления
Пульт управления
Пульт управления
На столе, перед пультом лежит копия страницы журнала, в котором сделана неуставная запись, за которую написавший получил срогий выговор.
Неуставная запись
Неуставная запись
Так же сохранились вырезки из газет, датированные 13-м апреля 1961 года.
Газеты
Газеты
Есть экспонаты, которые рассказывают и о трагических событиях. Две страшных катастрофы произошли на космодроме 24 окрября 1960 и 24 октября 1963.
Катастрофы
Катастрофы
Куски металла с места взрыва.
Металл с места взрыва<
Металл с места взрыва
В одном случае ракета взорвалась на взлете, прямо на стартовом столе, в другом — в ракетной шахте. Много людей погибло. Обе катастрофы произошли 24 октября, с тех пор в этот день на полигоне не проводится никаких подготовтельных работ и уж тем более пусков.
Ещё тронула одна история о полетах животных. Ну-ка, назовите собак, которые первыми слетали в космос? Что вы сказали? «Белка и Стрелка»? Фиг вы угадали. Самой первой была собака по кличке Лайка. У неё была особая миссия: ей предстояло исследовать возможность существования живых организмов в условиях невесомости. Трагичность в том, что у космического корабля, в котором она находилась, отсутствовала термоизоляция, собачка сгорела заживо. Так что и вот этой черно-белой дворняге мы обязаны нашими космическими достижениями.
Лайка
Лайка
Белка и Стрелка летали уже в более комфортных условиях и благополучно вернулись на Землю.
Корабль Белки и Стрелки
Корабль Белки и Стрелки
Рядом со зданием музея находится ещё один памятник, а точнее надгробный монумент проекта «Энергия-Буран».
Буран
Буран
Кораблей было изготовлено два. Этот никогда в космосе не был. Внутри — эскпозиция на тему проекта,
Внутри "Бурана"
Внутри "Бурана"
небольшой кинозал, где показывают документальные кадры о полетах «Энергии» и «Бурана»,
Кинозал в "Буране"
Кинозал в "Буране"
и сохранившаяся в более-менее удовлетворительном состоянии кабина пилотов.
Кабина пилотов
Кабина пилотов
Может быть это и кощунство — делать из корабля развлекалку для туристов, но это лучше чем «общественный туалет».
Рядышком домики, в которых жили Гагарин и Королев.
Дом Гагарина
Дом Гагарина
Дом Королева
Дом Королева
Дома в настолько ветхом состоянии, что планируют закрыть их для посещения и поместить под стеклянные колпаки, чтобы они сохранились для потомков.
Три... Два... Один... Пуск!
В ночь с 7 на 8 мая должен был стостояться пуск грузового корабля «Прогресс». Повезло, удалось попасть прямо на стартовый стол.
Все к столу!
Все к столу!
Готова к полету
Готова к полету
Зрелище, как минимум, интересное.
Стартовый стол
Стартовый стол
Этот стартовый стол был спроектирован ещё в 1957 году для запуска МБР Р-7 (королёвская «семерка», которая положила начало всему семейству ракет-носителей «Союз»). Причем, указание Королева конструктору — Владимиру Бармину — было таким: «Ну, ты сделай чего-нибудь на скорую руку, пусть хотя бы лет 10 поработает, а потом новый построим». То, что он придумал служит уже более 50 лет и не собирается ломаться. «Самый надежный механизм — который отсутствует», — слова Бармина. Одна из главных проблем — сихронизировать отвод штанг, удерживающих ракету на столе, с отрывом от этого самого стола. Конструктор придумал простое и гениальное решение: штанги отводит сила земного притяжения, когда ракета перестает давить на стол — синхроннее не придумаешь! Ракета (а на языке инженеров «изделие») сама себя уравновешивает. У американцев этим занимается механический привод, который может и сбойнуть в случае чего. Разумеется, с 57-го года конструкция притерпела изменения, но принцип тот же.
"Союз" на старте
"Союз" на старте
Головной обтекатель
Головной обтекатель
От МИКа до стартового стола готовую уже ракету везут вот на таком транспортере. Конструкция продумана таким образом, что изделие невозможно поставить мимо стола, т.к. поднимать упавшую ракету проблематично — вес незаправленной ракеты-носителя «Союз» 54 тонны. После заправки топливом — более 300 тонн.
Транспортер
Транспортер
Рельсы, по которым движется транспортер тоже необычные, высокопрофильные. Попадаются рельсы сделанные ещё до революции, есть изготовленные в США и Англии.
Рельсы
Рельсы
Я в принципе не люблю фотографироваться, но рядом с такой «красавицей» не мог отказать себе в удовольствии сделать пару фото на её фоне.
Я и "изделие"
Я и "изделие"
После того, как «обязательная» программа была выполнена, можно было чуть-чуть поупражняться в художественном фото.
"Изделие"
"Изделие"
"Изделие"
"Изделие"
"Изделие"
Не успели мы ещё покинуть пределы стартового комплекса, как на встречу нам пошли люди в черно-синих куртках — пора готовиться к пуску.
Люди
Люди
С недавнего времени существует красивая традиция: в тот день (вернее ночь), когда должен состояться пуск, включается подсветка на всех вышках ЦЭНКИ по всему полигону. Вот вышка в городе.
Вышка в городе
Вышка в городе
А вот на ПТК (передающий телевизионный комплекс) «Орион» (недалеко от площадки № 1)
Вышка на ПТК "Орион"
Вышка на ПТК "Орион"
Красиво.
ПТК "Орион"
ПТК "Орион"
Въезд на полигон закрывается за 2 часа до пуска. Ракета уже заправлена, идут последние приготовления.
Вид со смотровой площадки
Вид со смотровой площадки
Почему-то тут всем не понравилось, и пришлось перебраться со специальной смотровой площадки к ПТК «Орион». Условия съемки резко ухудшились: до стартовой площадки стало дальше, в поле зрения появились бугор и забор, и больше ничто не защищало от сильнейшего ветра — штатиф с фотоаппаратом прилично шатало. Нашел себе точку по-выше — улушился обозор, но вместе с этим усилися и ветер. Потому снимки слегка смазаны. Да и вообще, это моя первая серьезная ночная съемка и сразу такая ответственность. «Готовность 30 минут» — отводятся главные фермы, продолжается проверка систем.
Готовность 30 минут
Готовность 30 минут
«Минутная готовность», — бубнит громкоговоритель (все переговоры транслируются). Зрители замерли в ожидании. «Готовность 30 секунд» — отошла кабель-матча, тишина вокруг практически гробовая. Уже сейчас, уже вот-вот...
Отошла кабель-мачта
Отошла кабель-мачта
«Зажижагание!» — в основании ракеты вспыхнул огонёк... а то, что произошло потом я врядли смогу описать словами. Это первый в жизни пуск, который я видел своими глазами. Раньше смотрел по телеку, лазил на крышу дома в городе и видел как светящаяся точка уходит в небо, но с растояния в 1500 м — ни разу! Такое ощущение было, что встало Солнце, но не в 8 световых минутах от Земли, а вот тут, прямо передо мной! Степь от горизонта до горизонта, все небо залилось ярчайшим светом, раздался гул, под ногами задрожала земля. И она пошла! Сначала медленно оторвалась от стола, а потом все быстрее и быстрее устремилась в ночное небо. Ни одна фотография, ни одна видеосъемка не сможет передать этого. Ночной пуск — самое красивое зрелище, которое я видел в жизни!
Когда ракета полетела, у меня в голове со скоростью выносящихся из сопел ракеты газов, пронеслось 3 мысли:
- Хана фотке!
- Хана фотику! (выдержка секунд 15, могла пострадать матрица)
- НУ И ХРЕН С НИМИ!!!
Вот то, что получилось.
Пуск!
Пуск!
Заборчик вышел отменно! 2 дня в пути, несколько дней подготовки ради этой фотографии и вот результат :) Смеялись с отцом часа два, пока не заболели животы.
От этого зрелища (не фотки, ракеты) я впал в ступор секунд на 10, был просто ошеломлен. Потом мозг очнулся: «Смотришь, да? А она-то улетает!» — и я кинулся судорожно отрывать фотоаппарат от штатива. Ничего толком не получилось.
Ракета улетает.
Ракета улетает.
Ракета уже практически скрылась из вида, но напряжение на площадке у ПТК «Орион» не исчезало.
— Пятьсот. Полет нормальный, — произносил все тот же голос в громкоговоритель (числа — время полета в секундах).
— Пятьсот десять. Вращение в норме.
— Пятьсот двадцать. Изделие на орбите!
Все собравщиеся разразились радостными криками и апплодисментами — пуск прошел успешно! После пуска маленький банкет — традиция, нарушать нельзя. Потом грузимся в автобус и отправляемся домой, в город. На дворе 3-й час ночи. Дорогу до дома проехал молча, задумчиво уставившись в даль — «переваривал» произошедшее, снова и снова прокручивал в памяти пуск. И ещё долго, засыпая, я видел 300 тонн усилий тысяч людей, улетающих в ночное байконурское небо.
На этом моя трилогия о космодроме заканчивается. Надеюсь, что вам понравилось.
Использованные в рассказе материалы:
* Краткий сборник информации о космодроме;
* Страничка, посвященная "королёвской семерке";
Содержание:
Часть 1. Байконур — это Казахстан
Часть 2. Байконур — это город
Часть 3. Байконур — это космодром