Он бомбил Берлин в сорок первом...
Летчик Александр Шапошников громил фашистов на их территории с начала войны
Семьдесят лет назад, в августе 1941 года, когда полыхали битвы за Ленинград и Одессу, когда шли ожесточенные бои за Киев и Смоленск, советским командованием была спланирована и проведена одна из самых резонансных воздушных операций за все четыре военных года — планомерные налеты на столицу фашистской Германии.
Он бомбил Берлин в сорок первом...
Среди тех, кто трижды раскрывал бомболюки своего самолета над Берлином, был наш земляк — Герой Советского Союза генерал-майор авиации Александр Иванович Шапошников. Впрочем, героем и генералом он стал позже. А в конце лета 1941 года бомбардировщик с островного аэродрома поднимал в ночное фронтовое небо совсем молодой пилот, которому не исполнилось и тридцати…
Однажды заболевший небом
Империалистическая и Гражданская оставили Сашку Шапошникова круглым сиротой. Поэтому, как только позволили обстоятельства, паренек отправился из своего родного села Лыскова в губернский центр. Там стал учеником токаря на одном из предприятий, там же закончил школу рабочей молодежи.
В 1932 году, на пятнадцатую годовщину пролетарской революции, парня за ударный труд премировали полетом на самолете, что было в диковинку в те времена. Тогда-то, поднявшись в воздух в качестве пассажира и впервые увидев землю с высоты птичьего полета, он навсегда и заболел небом.
Через два года Александра призвали в армию и направили на учебу в авиационную школу. После ее окончания военлет Шапошников оказался на Дальнем Востоке. И хотя поучаствовать в боях с японцами ему не довелось, служба в суровом крае позволила приобрести богатый практический опыт.
Он пригодился в тридцать девятом, когда Шапошников, ставший заместителем командира эскадрильи, оказался на финском фронте. После той непродолжительной войны на его гимнастерке засверкала новенькая медаль «За отвагу». Но главные испытания ждали впереди.
22 июня 1941 года экипажи дальнебомбардировочного полка были подняты по тревоге. На построении командир коротко обрисовал обстановку: война, о которой столько говорили, к которой так напряженно готовились и в которую не хотели верить, началась. Дальние бомбардировщики Ил-4, способные висеть в небе по шесть-семь часов, успевали за сутки три-четыре раза подняться в воздух: фронт был очень близко…
Особое задание
В начале августа в полк поступила команда: боевые вылеты прекратить, перелететь на остров Эзэль (Саарема) — самый большой в Моодзундском архипелаге — и ждать дальнейших распоряжений.
Вопросов было много. Почему прекратили удары с воздуха по рвущимся на восток танковым клиньям немецких армий? Зачем лететь на какой-то затерянный в море остров, когда фронт проходил уже на 300—400 километров западнее? Но приказы не обсуждаются.
Он бомбил Берлин в сорок первом...
Ил-4
А между тем «на самом верху» происходило вот что. 22 июля 1941 года немецкая авиации провела первый авианалет на Москву, который был успешно отражен. 24 июля немцы повторили бомбардировку, сбросив на столицу 300 тонн фугасных и зажигательных бомб. 26 июля нарком Военно-морского флота адмирал Н. Г. Кузнецов на докладе у Сталина предложил провести ответные бомбардировки Берлина силами авиации Балтийского флота с аэродромаКагул на острове Эзэль в Моодзунском архипелаге, пока еще контролировавшемся советскими войсками.
Для нанесения удара планировалось использовать дальние бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф (Ил-4), которые с учетом предельного радиуса действия могли достать до Берлина и вернуться обратно. Успех был возможен лишь при выполнении нескольких условий, а именно: полет необходимо выполнить на предельной высоте, иметь на борту лишь 500 килограммов бомб и возвращаться назад строго по прямой.
Для выполнения задачи были отобраны 15 экипажей. Командиром особой группы назначили полковника Преображенского, флаг-штурманом капитана Хохлова. 4 августа особая группа перелетела на Эзэль и начала готовиться к выполнению задания. Экипажи получили полетные карты. На них были обозначены ориентиры (они же запасные цели): Кенигсберг, Данциг, Штеттин. И главная цель — Берлин!
Нанести удар по столице Третьего рейха, когда министр пропаганды доктор Геббельс раструбил на весь мир, что советской авиации больше не существует, а рейхсмаршал Геринг поклялся фюреру, что ни один дом в городах Германии не содрогнется от взрывов бомб… Ради такой оплеухи фашистам стоило рискнуть головой!
Возмездие
Первый налет советской авиации на Берлин состоялся в ночь с 7 на 8 августа 1941 года. В 21.00 с аэродрома поднялась группа из 15 бомбардировщиков, которую вели командир полка полковник Преображенский и флаг-штурман Хохлов. Звеньями командовали капитаны Гречишников и Ефремов. Держа строй, вел свою машину и капитан Александр Шапошников.
Полет проходил над морем на высоте 7000 метров. Температура за бортом достигала минус 35—40°C, из-за чего стекла кабин и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, пилотам пришлось все время работать в кислородных масках и в абсолютном молчании: выход в эфир был запрещен категорически.
Через три часа самолеты вышли к северной границе Германии. Над ее территорией бомбардировщики неоднократно были обнаружены с наблюдательных постов. Но немцы принимали их за своих, и огня не открывали. Над Штеттином гитлеровцы с помощью прожекторов, посчитав, что это асы люфтваффе возвращаются с бомбардировки Британских островов, даже предложили экипажам советских самолетов сесть на ближайший аэродром…
Столицу Третьего рейха, светящуюся всеми огнями, увидели за полчаса до подлета. Очевидно, все еще не до конца осознавая реальность происходящего, Преображенский провел группу над всем Берлином с севера на юг. Тишина! Выполнили разворот, сориентировались, нашли цели — военные заводы на северо-восточной окраине города. Встали на боевой курс. Через минуту прозвучала команда: «Сброс!»
Он бомбил Берлин в сорок первом...
Ил-4
Далеко внизу засверкали вспышки разрывов, заплясали языки пламени начавшихся пожаров. Открыли беспорядочный огонь зенитки, погрузились в темноту улицы и площади. Война пришла в столицу государства, ее развязавшего. Возмездие свершилось!
В 4 утра 8 августа, после семи часов полета, все машины особой группы возвратились на аэродром. Обессилившие от нервного и физического напряжения летчики в изнеможении опускались на землю прямо под плоскостями бомбардировщиков. Их сгребали в объятия ликующие техники, подбрасывали вверх, тыкали пальцем в грудь, показывая, где надо «сверлить дырочку» для наград. Но у пилотов и штурманов было лишь одно желание — спать!..
«Мы летали под Богом, возле самого рая…»
В следующий раз летчики Преображенского нанесли удар по столице Германии в ночь на 11 августа, потом — в ночь на 13-е. И далее — через ночь вплоть до 5 сентября, пока не начались бомбардировки обнаруженного немцами аэродрома.
13 августа 1941 года пятерым пилотам, участвовавшим в первом налете на Берлин, — полковнику Преображенскому, капитанам Гречишникову, Плоткину, Ефремову и Хохлову было присвоено звание Героя Советского Союза.
А что же главный герой нашего рассказа — капитан Шапошников? В августе 1941 года он еще дважды видел столицу Германии под крылом своего бомбардировщика. Во время одного из вылетов был ранен, лечился в госпитале. Может быть, поэтому звание Героя Советского Союза ему было присвоено чуть позже однополчан — 29 марта 1942-го…
Весной сорок пятого самолеты гвардейского дальнебомбардировочного полка, которым командовал подполковник Шапошников, вновь одними из первых нанесли удар по Берлину. В последний день войны Александр Иванович совершил свой 318-й боевой вылет.
Но на этом не завершилась его небесная служба. Даже закончив в ноябре 1955 года академию Генерального штаба и приняв под командование авиационную дивизию, он продолжал летать много и самозабвенно. В его летной книжке записано, что генерал Шапошников освоил 15 типов боевых самолетов, совершил 5406 вылетов, проведя в воздухе в общей сложности 3958 часов. К солидному иконостасу военных наград прославленного летчика за годы его мирной службы добавились ордена Красной Звезды и Трудового Красного Знамени.
В 1967 году Александра Ивановича не стало. Сегодня имя героя носят улицы в Приокском районе Нижнего Новгорода и его родном городе Лысково.