Стальные крепости. На железной дороге под Козельском в годы Великой Отечественной войны
"Весь в пару, шипя сердито,
На ходу вступает в бой,
Сокрушает, бьет бандитов
Мощной силой огневой..".
Фронтовой поэт ефрейтор Алексей Заморенков
Мы уже не раз убеждались в том, что всем нам очень мало известно о Великой Отечественной войне. Сегодня, в канун Дня Победы, мы расскажем ещё об одной странице войны на территории Козельского района. На этот раз, об использования бронепоездов во время Великой Отечественной войны на территории Козельского района.
Вспомним о том, что Козельск уже задолго до 1941 г. стал важным железнодорожным узлом. В его окрестностях были проложены километры путей, связавших город с Сухиничами и Белёвым. В черте города было два железнодорожных моста. На всех этих путях в пределах района находился не один остановочный пункт с собственными пристанционными постройками. Довольно разветвлённая железнодорожная сеть оказалась сначала в полосе обороны наших войск, затем на временно оккупированной фашистами территории, потом в непосредственной близости от линии фронта в полосе боевых действий 16 и 61 Армий. Всё это обусловило возможность и целесообразность задействования бронепоездов в боях против немецко-фашистских захватчиков на всех этапах боевых действий под Козельском в период Великой Отечественной войны.
Линия фронта проходила практически параллельно железнодорожной дороге, что давало возможность личному составу бороться не только с авиацией противника, прикрывая железнодорожные станции, но и вести артиллерийский огонь по наземным целям в обороне противника. Ознакомиться с ходом сражений в годы Великой Отечественной войны на «козельском театре» можно в материалах, опубликованных на страницах «Энциклопедии Козельска» (1,2.3 и другие материалы).
К 16 и 61 Армиям были приписаны отдельные дивизионы бронепоездов (ОДБП). В состав дивизиона входили 2 бронепоезда, база и управление дивизиона. Каждый из броневых поездов, являясь тактической единицей бронепоездных частей, мог самостоятельно выполнять поставленные командованием боевые задачи. По штатам военного времени в ОДБП насчитывалось 270–290 человек. Численность личного состава могла увеличиваться за счет придания дивизиону постоянных десантных подразделений.
В 16-ю Армию (с марта 1942 г.) входил 43-й отдельный дивизион бронепоездов, который действовал в основном за пределами Козельского района под Сухиничами в полосе обороны этой армии. Этот дивизион бронепоездов был сформирован согласно директиве НКО СССР от 29.10.41 г. в Московском Военном Округе. В составе дивизиона было два бронепоезда: БЕПО (бронепоезд) №1 (построен в г.Москве) и БЕПО № 2 «Ковровский большевик» (построен в г. Коврове к ноябрю месяцу 1941 года).
Бронепоезд «Ковровский большевик», построенный в 1941 году на средства трудящихся, с сайта
«Ковровский большевик», из книги «Бронепоезда в Великой отечественной войне 1941- 1945 гг.»
В 61-ю Армию входил 10-й (сформирован к марту, в составе армии с апреля 1942 г.), а затем и 31-й отдельный дивизион бронепоездов, которые вели боевые действия, в том числе, на территории нашего района по железнодорожной ветке на Белёв.
10-й отдельный дивизион бронепоездов был и включал в себя два бронепоезда: БЕПО №10 «им. Розы Люксембург» (в боевом строю с 1918 г., до начала Великой Отечественной войны нес службу в Среднеазиатском военном округе, с января 1942, убыл в Москву, на формирование 10-го отдельного дивизиона бронепоездов) и БЕПО №2 «Народный мститель» (построен на Люблинском заводе).
Бронепоезд «им. Розы Люксембург» с красноармейцами на Восточном фронте Гражданской войны. 1920 г., с сайта
Бронепоезд «им. Розы Люксембург», с сайта
Бронепоезд «Народный мститель» Февраль 1942, из книги «Бронепоезда в бою. 1941-1945 гг.»
Бронеплощадка ПВО бронепоезда «Народный мститель», из книги «Бронепоезда в бою. 1941-1945 гг.»
31-й особый Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского дивизион бронепоездов (сформирован к февралю 1942 г. в МВО согласно директиве НКО СССР от 29.10.41 г). Включал в себя два бронепоезда: БЕПО № 659 «Илья Муромец» (построен на Муромском вагонном участке) и БЕПО № 702 «Козьма Минин» (построен в депо г. Горький).
Проводы на фронт бронепоезда «Илья Муромец». Вид бронепоезда справа. Автор неизвестный фотограф, Муром. февраль 1942 г., с сайта
Бронепоезд «Козьма Минин», построенный на средства горьковских железнодорожников. Июнь 1944 г. ГУ ГОПАНО. Ф.7853. Оп.1. Д.2148. Л.1. Копия, с сайта
С апреля 1943 года по середину октября 1943 года 31 дивизион бронепоездов в составе 61-й Армии Брянского фронта действовал в районе Белёв-Слаговищи. Весь боевой путь дивизиона показан на схеме, публикуемой ниже.
Боевой путь дивизиона бронепоездов, в состав которого входили поезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», с сайта
Примеры действий бронепоездов:
5 июня бронепоезд №10 «им.Розы Люксембург» на станции Киреевская прикрывал выгрузку прибывшего воинского эшелона с танками КВ. За время выгрузки авиация противника произвела 12 налётов. Ввиду интенсивного огня с бронепоезда авиация противника вынуждена была сбросить бомбы с большой высоты, которые падали в стороне, не причиняя никакого вреда. В результате были сбиты один Ю-88 и один Хе-111. Эшелон был выгружен без потери материальной части и личного состава.
10-й отдельный дивизион бронепоездов, поступив в подчинение 61-й Армии, имел задачу: прикрывать от налётов вражеской авиации выгрузку и погрузку воинских эшелонов на станциях Белёв, Ишутино, Киреевская, Слаговищи, Козельск. Одновременно он должен был охранять этот же железнодорожный участок от возможных диверсий со стороны противника. Под прикрытием огня дивизиона бронепоездов, на этих станциях были выгружены и погружены десятки воинских эшелонов. За период с 1 мая по 26 июня 1942 года дивизион двумя бронепоездами отразил 90 налётов вражеской авиации; почти все налёты сопровождались бомбометанием по бронепоездам, по станциям выгрузки и погрузки воинских эшелонов. За этот период бронепоездами сбито 10 самолётов.
Для выполнения поставленной задачи было организовано на бронепоездах круглосуточное дежурство и наблюдение за воздухом. Каждой бронеплощадке и расчётам ПВО (противовоздушной обороны), были даны секторы наблюдения, заранее готовились данные по ориентирам. Такая организация противовоздушной обороны давала бронепоездам возможность в любую минуту встретить огнём авиацию противника.
3а период действий на этом участке командиры бронепоездов изучили приёмы вражеской авиации. Вначале обычно появлялся один самолет-разведчик, который, сделав несколько кругов над бронепоездами, уходил. Через 15-20 минут можно было ожидать появления бомбардировщиков. Поэтому, как только разведчик улетал, бронепоезда меняли свои огневые позиции и, когда появлялись бомбардировщики противника, встречали их огнём с новых позиций.
Интересно, что пока бронепоезда находились в укрытии и не открывали огня по противнику, его авиация не преследовала бронепоезда и не подвергала их бомбёжке. Как только бронепоезда своим огнём начинали воздействовать на противника, немедленно появлялись пикирующие бомбардировщики со специальной задачей по уничтожению бронепоездов. Для этой цели применялось от 6 до 15 самолётов противника
21 апреля 1943 г. 31-й особый дивизион бронепоездов, был передан в подчинение командованию 61-й армии. Был направлен на железнодорожный участок Белев - Слаговищи. Зенитчикам бронепоездов часто приходилось вести напряженную борьбу с авиацией противника. Вот что рассказывает об этом в книге "31-й особый» Алексей Семёнович Потехин, служивший в тот период комиссаром на бронепоезде «Козьма Минин“. "Мы действовали в районе Белёв — Слаговищи в составе 61-й армии. Дорога проходила параллельно линии фронта, километрах в десяти-пятнадцати от передовой, так что вести активные боевые действия против наземных вражеских войск нам не представлялось возможным. Перед дивизионом стояла другая задача: взаимодействуя с гарнизоном города Белёв и войсками второго эшелона, уничтожать противника в глубине, если он прорвется через передний край нашей обороны. Кроме того, мы по-прежнему должны были прикрывать железнодорожные узлы и станции от налетов вражеской авиации… На станцию шло несколько десятков вражеских самолетов. Такого массированного налета нам еще никогда не приходилось отражать. Тут одним зенитчикам ни за что не справиться. Дружные залпы башенных орудий нарушили строй стервятников. Разбившись на две группы, они стали обходить станцию…
— В налете участвовало шестьдесят три вражеских самолета, — докладывал позднее Анисимов. — Сброшено около двухсот бомб. Почти все они легли за пределами станции. Главные станционные объекты не пострадали. Сбиты три самолета противника».
Некоторые данные по бронепоездам.
В отличии пускай и модернизированного, но все же конструктивно устаревшего бронепоезда «им.Розы Люксембург», бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин» являлись новым словом в создании броневой техники. Приземистые, обтекаемой формы, вооруженные мощной броней бронеплощадки, являлись образцом технических новшеств, по сравнению с предшественниками. Впервые именно на этих бронепоездах были использованы при вооружении реактивные установки М-8–24.В марте 1942 года бронепоездам были приданы две броневые площадки с установленными на них «катюшами» и зенитными орудиями. По конструкции бронепоезда были аналогичны. Они состояли из бронепаровоза двух артиллерийских бронеплощадок, вооружение каждой две 76-мм пушки в башнях танков Т-34 и 6 пулеметов дт) и двух площадок ПВО на каждой по 2-а 25-мм зенитных орудия и 2 реактивных установки М -8-24 на «Козьма Минин», и на «Илье Муромце» по 2-а 76-мм зенитных орудия и 2 реактивных установки М -8-24. Танковые башни вращались на 360 градусов, что позволяло артиллеристам вести круговой обстрел . Для входа в башню и подачи в нее с нарядов в броне были сделаны двери, а под ними запасные люки. Верхняя часть башни имела вырез,-амбразуру для пушки и окно для пулемета.
Всего же, за период войны, бронепоездами 31-го особого дивизиона, совершено 150 боевых операций по огневой обработке переднего края обороны противника и его прифронтовым станциям снабжения. Артиллерийско-минометным и пулеметным огнем уничтожено 15 немецких самолетов, 1650 солдат и офицеров, 94 пулеметные точки, 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов. Среди побед «Ильи Муромца» – уничтожение в дуэли под Ковелем немецкого бронепоезда «Адольф Гитлер» в 1944 году.
Оба бронепоезда, «Илья Муромец» и «Козьма Минин», закончили войну во Франкфурте-на-Одере. За боевые заслуги 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин», был награжден орденом Александра Невского.
Вот такая небольшая и далеко неполная история из боевого пути броневых поездов, воевавших на Козельской земле.
«Энциклопедия Козельска» приглашает школьников козельских школ к изготовлению макетов бронепоездов «Козьма Минин» и «Илья Муромец» для краеведческого музея города Козельска. Журнал «Моделист-конструктор» опубликовал чертежи бронепоездов, которые можно распечатать, взяв чертежи здесь.