Военный фотокорреспондент Михаил Савин: от первого мгновенья до последнего
Фотокорреспондент Михаил Савин снимал войну с первого до последнего ее дня. Так получилось. В июне 1941 года он служил в редакции газеты «Красноармейская правда» Белорусского военного округа. И все первые страшные дни войны прокатились по пространству от Минска до Смоленска на его глазах. Он снимал отступление, разрушения, беженцев, взорванные мосты, атаки господствующей в воздухе авиации противника, прекрасно понимая, что большинство этих снимков не будет опубликовано во фронтовых газетах. Слишком отличалась эта война от той, какую изображали в книгах, песнях, фильмах предвоенной поры. Сегодня весь фотоархив Михаила Савина представляет собой бесценное свидетельство эпохи. Можно прочитать много слов о боях и потерях, а можно увидеть снятую на фотопленку гаубицу, бьющую по танкам прямой наводкой, и лежащего рядом убитого артиллериста, зажимающего рану руками, которого в пылу боя товарищи просто не успели оттащить в сторону. Где-то в Интернете я наткнулась на эту фотографию Михаила Савина и на взволнованные комментарии современных молодых фотомастеров о том, что почти невозможно запечатлеть на фотопленке смерть, ее ужас. А вот Савину удалось.
Михаил Савин прочно связан с нашей рязанской землей. Здесь, в городе Сасово, на улице Шацкой, в 1915 году он родился. В Сасове Михаил закончил семилетку и на всю жизнь сохранил память об учителе Константине Васильевиче Захарове, который пытался воспитать мальчишек настоящими мужчинами, которым любое дело по плечу. Рано осиротевший Михаил вынужден был уехать в Москву, где уже трудились на заводе его брат и сестра. Освоил профессию токаря, но жизнь распорядилась так, что парень в армии увлекся фотоделом. Потом были курсы фоторепортеров и с 1939 года – работа в фотохронике ТАСС.
Со своей фотокамерой Михаил Савин дошел до Берлина. Его снимки, малая часть которых хранится в РИАМЗ и в Сасовском краеведческом музее, удивляют точным репортерским взглядом и удивительной правдой запечатленных мгновений. В них война предстает такой, какой не должна была предстать в официальной фотохронике ТАСС. Бойцы, спящие вповалку у стены только что взятого с боем дома, или другие, которые старательно выкашивают хлебное поле, чтобы оно немцам не досталось. Кошка с простреленным ухом. Юный солдатик, сбривающий первую щетину перед карманным зеркальцем. Окопная жизнь, которую и на войне солдат пытался обустроить как человеческую.
Потом, через много лет, Михаил Иванович потянется к перу, чтобы записать то, что запомнилось. «Что больше всего в память врезалось? – писал он. – Как мы жили на войне. Жизнь там, твоя личная жизнь часто казалась чудом, невероятно щедрым подарком судьбы».
После войны Михаил Савин много лет работал фотокорреспондентом журнала «Огонек». Как вспоминал потом сам, «объездил всю страну, был в 12 зарубежных странах, опубликовал многие сотни фотографий в «Огоньке», других газетах и журналах». У него вышли десятки фотоальбомов, было пять персональных выставок, последняя – в 2003 году, за три года до смерти Михаила Ивановича.
О нем как о знаменитом фоторепортере войны опубликованы уже воспоминания. Журналист Елена Иванова пишет: «Среди шумной, галдящей репортерской братии он казался человеком со стороны: молчун, он хранил о себе некую тайну. Тайну творчества… И только видя его работы – а их было великое множество – ты понимал, какое тихое мужество несет в себе этот человек, который видел столько, что на сто жизней хватило бы. Ветеран Великой Отечественной, он видел горящий Смоленск и горящий Рейхстаг, горящее сердце солдата. Толпы беженцев наших в начале войны – свинцовые от горя лица. Опустошенные глаза немецких беженцев в конце 45-го – оказывается, они тоже люди…»
Мы очень благодарны Сасовскому краеведческому музею и Рязанскому историко-архитектурному музею-заповеднику за документы и снимки Михаила Савина, предоставленные нам для публикации в канун 65-летия Победы.
Представляя сегодня творчество Михаила Савина, мы публикуем и снимок, который называется «Знамена победителей» – с парада Победы 3-го Белорусского фронта в мае 1945-го. Лица победителей. Всмотритесь в эти лица. Этот восторг, эту гордость, это достоинство и бесшабашность нельзя изобразить. Именно так они, дошедшие до фашистского логова живыми, ощущали себя той весной 45-го года. Они несли в новую счастливую жизнь свои знамена Победы, чтобы сохранить их и передать нам. А мы их чуть было не выронили из рук.
Ссылки по теме: