Женщина с «Лейкой»
В Москве проходит много мероприятий, посвященных годовщине Победы. Однако происходящее в галерее «Фотосоюза», выделяется особо: первая персональная выставка военного фотокорреспондента Натальи Боде. Женщин-фотокоров было очень немного. И у них особый взгляд на войну, материнский.
С объективом на фашиста
Наталия Боде
Удивительно красивая молодая женщина смотрит со старого черно-белого снимка. Прислонившись к дереву, она грустно улыбается в объектив чей-то фотокамеры, крепко сжимая в руках свою «Лейку 2А». Это ее оружие, ее ответ фашистским захватчикам, ее оправдание перед сыном, оставленным в оккупированном немцами Киеве.
Наталья Федоровна Боде стала фотокорреспондентом еще в далеком 1934 году, устроившись в киевскую газету ЩКПУ «Коммунист». Тогда ей было всего двадцать. Вряд ли она предполагала, что через несколько лет ее снимки будут перепечатывать крупные советские газеты - «Правда», «Красная Звезда», журнал «Огонек». Вряд ли думала, что за одну из фотографий военных будней на ее груди появиться орден Красной Звезды. В 1938 году она поступила в Фотохронику ТАСС по Украине, а в 1941-м ушла на фронт фотокорреспондентом газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия» и прошла с ней до Берлина.
Наступление
«Там, где мы бывали,
Нам танков не давали,
Но с «Лейкой» и блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли», - написал Константин Симонов. Сталинград и Курская Дуга, пленные и беженцы, руины Берлина и поезд победителей – Наталья Федоровна видела это собственными глазами. Она запечатлела все на черно-белых снимках своей «Лейкой» и старалась не вспоминать. Слишком больно.
В 1945 году, сразу после войны, «Детиздат» выпустил небольшую книгу ее фотографий - «Дорогами войны». Организаторы выставки вполне уместно поместили книгу вместе с фотокарточками самой Боде под стеклом небольшой витрины.
Наступление
Боде участвовала в фотовыставках всесоюзных и международных, но никогда - в персональных. Часть ее архива, как рассказала на открытии выставки дочь фотографа, сгорела еще во время войны, когда бомба попала в поезд, в котором размещалась редакция газеты. Но другая часть – десятки сотен пленок, отснятые за эти тяжелые военные годы, сорок лет пылились на полках дома. Говорят - «рукописи не горят, а негативы не желтеют». Нынешняя выставка «От Сталинграда до Берлина. Военные фотографии» лишний раз подтверждает это.
Красная звезда за «Тигр»
«Жив ты, или помер,
Главное, чтоб в номер
Материал успел ты передать...»
Так пелось в песне на слова Константина Симонова, писавшего передовые с фронта. Ее мурлыкал себе под нос и тот, кто шел в атаку с фотоаппаратом. А во время привалов выбирался в нейтральную зону - снимать, снимать, снимать.
Фотографии на выставке размещены не в хронологическом порядке, как того, быть может, ждет зритель. Это не отчет с войны. Отчеты были в тех самых газетах, куда Боде сдавала свои материалы. Здесь даже не важны подписи к снимкам, хотя многие из них фотограф делала сама. Скорее важен взгляд. Взгляд женщины-фотохудожника. Сдержанные, емкие, удачные в композиции, ярко передающие атмосферу и настроение момента и при этом документальные снимки. Удивительно: через десятки лет на них смотришь не как на кадры репортажной съемки, но видишь в них настоящее искусство. Искусство увидеть момент и передать свое восприятие. Искусство – при, казалось бы, достаточно скромных возможностях запечатлеть событие и быть внимательным к деталям. Искусство, в котором художник максимально индивидуален. И в определении экспозиции, и во владении контрастом - от черного к белому через полутона.
Художник, Германия, 1945 г.
Германия. Лето 1945. Повозки, пешеходы, руины. Прохожие заинтересованно смотрят в объектив. Некоторые, вывернув голову, взглядом провожают фотографа. Кто-то, засмотревшись, натолкнулся на впереди идущего. Будни.
Рядом другое фото. Опять развалины, останки некогда жилых домов. Художник в белой чуть пузырящейся на ветру рубахе и в черном классическом берете пишет картину. Любопытный военный из-за его плеча следит за мыслью художника. Где это? Так ли важно - в освобожденном ли Бухаресте или во взятом Берлине?
А вот еще. Берлин. В старую плетеную коляску без верха с ногами залезли две пятилетние хохотушки. Они улыбаются, сверкают сандалиями и очевидно начали забывать о войне. Но может ли забыть об этом фотокорреспондент? Коляска стоит на фоне руин.
Пленные. Сталинград, 1943 г.
На другой фотографии Сталинград. Год 1943. Пленные румыны прячут лица под воротники своих шинелей. Запорошенные снегом и не могущие растопить его собственным теплом, они бредут по дороге. Немец-интеллигент в классических круглых очёчках с испугом и отчаянием в глазах обернулся, - будто бы на чей-то окрик.
«Атака», «Наступление», еще одно, еще. Кадры сражений, напряженных и страшных атак, пулеметных очередей, взметающих снежную пыль, перемежаются снимками с веселыми улыбающимися лицами солдат, еще не знающих о своем завтра.
Сияющая девушка-летчица на крыле самолета. Веселый брадобрей с пулеметом за плечами, стригущий здоровенные усы своему боевому товарищу. Спящие солдаты, положившие винтовки под голову и минуту назад еще сидевшие, плотно прижавшись друг другу. В следующий момент их сразил уже сон и они, полусидя, не соблюдая равновесия, завалились друг на друга. Черпающие суп из котла походной кухни; пьющие пиво у «Гете Кафе» в Веймаре; сидящие на полу украшенного букетами акаций товарного вагона – офицеры, солдаты, медсестры.
Некоторые фотографии из представленных на выставке хорошо известны, многие – напечатаны и публично выставлены впервые. Здесь мало страшных кадров, их почти нет. Это - дань уважения Наталье Боде, скончавшейся в 1996 году. Ее внук Василий Кутьин сказал: «Бабушка старалась не вспоминать войну и достаточно мало об этом говорила. Ей было очень тяжело. Она прошла всю войну, видела Майданек, сотни убитых. Архив ее фотографий действительно огромный. Много лет никто к нему не притрагивался. Когда его разобрали, то выяснилось, что часть фотографий утрачена, испорчены, не подлежат реконструкции и печати».
Могила артиллериста, село Денисовка, Курская дуга, 1943 г.
Я попросила Василия выделить какие-то кадры, назвать самые важные. Он не стал перечислять. Назвал только один – «Беженцы». На нем полупустой бульвар неизвестного города. Мальчик лет тринадцати везет на велосипеде свою сестру или просто знакомую маленькую девочку. На руль повесели ведро, через раму перекинут огромный мешок.
- Это важная фотография, - сказал Василий. - В Киеве бабушка оставила своего сына, моего дядю. Как тяжело было ей видеть этих маленьких детей, бегущих из города! Вообще, в нашей семье считают, что бабушка пошла на фронт мстить. В первые дни войны в бою погиб ее первый муж. Что ей оставалось? Поскольку она женщина и воевать ей было тяжело, она начала работать фотокорреспондентом. Бабушка нанесла немцам серьезный урон. Достаточно вспомнить, что она сфотографировала на Курской дуге подбитый немецкий танк «Тигр». Это была первая фотография подбитого «Тигра».
Брадобрей
После поражения под Сталинградом гитлеровское командование решило взять реванш. Летом 1943 года было организовано новое наступление на узком участке фронта в районе Курской дуги. Чтобы одним мощным ударом сокрушить противника и победоносно завершить войну, к Курской дуге были направлены лучшие новые орудия германских войск. Тяжелые танки «Тигр», «Пантера», самоходные орудия «Фердинанд» и новейшие истребители, штурмовики и бомбардировщики. Немцы называли «Тигр» непобедимым и не подпускали к подбитому танку никого.
- А бабушке удалось пробраться в нейтральную полосу и сфотографировать танк в деталях, с пробоинами в броне, - с гордостью говорит внук. - Фотоснимок крупным планом вышел в газете: мол, смотрите - вот он непобедимый немецкий «Тигр». Бабушке дали орден Красной Звезды. Она очень его любила. Всегда носила, даже когда от него кусочек откололся.
Женский взгляд на войну
Воины-победители пробуют пиво, Германия, 1945 г.
Женщины-фотокорреспонденты - явление редкое, если не сказать исключительное. Их можно пересчитать по пальцам - Галина Санько, Ольга Ландер и Наталья Боде. Они привносили в фотографию что-то свое, абсолютно неповторимое.
Борис Задвиль отбирал фотографии из архива Боде.
- Чем вы руководствовались, что хотели донести до зрителя? - спросила я.
- Я сорок лет профессионально занимаюсь фотографией, был достаточно известным советским фоторепортером. Я понимаю, что такое фотография. Я знал очень много людей, снимавших войну, видел их работы. Могу назвать десятки фамилий. А вообще, по официальным данным, войну снимали почти 400 человек. Однако женщин среди них – единицы. И когда делал выборку из попавшего мне в руки архива Натальи Боде, я хотел показать именно женский, другой взгляд. Понимаете, у нее есть кадры, которых нет ни у одного мужика, снимавших в это время рядом с ней. Я тридцать лет работал в женском журнале. Вы не смейтесь. Журнал «Крестьянка» - достаточно серьезная фирма. Я понимал, что у Боде должен был быть свой взгляд, свой стиль. И я его нашел, как мне кажется. Сегодняшняя выставка это демонстрирует.
- В чем же ее женский взгляд?
Летчица
- Обратите внимание на внутренний психологизм многих фотографий. Это - стержень ее сюжетов. Как, например, в снимке «Пленных румын под Сталинградом». Или в кадре из Берлина 1945 года: целая философия во взгляде этого побежденного немца. А вот снимок сорок третьего года, сделанный под Сталинградом. Стоит баба с ведрами, и смотрит на пленных немцев. Это тоже психологизм. С одной стороны, она ненавидит этих гадов, а с другой ей как русской бабе их жалко. Мужик бы так не снял, а Боде сняла. В этом для меня ценность ее фотографий.
Действительно, у Боде много выстроенных снимков: пулеметчики, женщина-летчик, солдаты с гармошками… Но вот кадр с ребятами, которые обедают в Сталинграде под плащ-палаткой, натянутой у дерева. Это – сама жизнь, здесь нет никакой постановки. А чуть дальше мы повесили фото солдат, которые пьют пиво в «Гете кафе» в Веймаре. «Война войной, а обед по расписанию». Для нас ребята, которые в Сталинграде пообедали, в Берлине выпили кружку пива. Вот что есть законченная композиция, круговая.
- Что бы вы выделили?
Домой с победой. Девушки на войне, 1945 г
- Те, что я перечислил уже – главные кадры, на них строится вся экспозиция. Но остальные не менее важны. Есть будни, трудовые будни войны. Каждый день в газету нужно сдавать кадр. Сегодня это «Принесение знамени в часть», очевидно по случаю присвоения гвардейского звания. Вчера это был «Портрет пулеметчика» в духе формализма тридцатых годов, очень классно исполненный. Завтра - «Кавалеристская атака», хотя кавалерия в те годы практически не применялась. Это все работа, рутина для нее, как для фронтового фотокорреспондента. Не сделать из рутины главенствующий кадр было нашей задачей. Мы, по-моему, этого добились.
Фотографии предоставлены Союзом Фотохудожников России
Ссылки по теме: