639-й ближнебомбардировочный авиаполк
Во время Великой Отечественной Войны, штурмовая авиация СССР испытала свой расцвет, показала себя самой эффективной частью этого рода войск, понесла самые тяжелые потери. Про штурмовик ИЛ-2 шутили: "Почему он "горбатый", а потому что всю войну на плечах вынес". За годы войны было произведено 36 тысяч штурмовиков. Было потеряно по различным причинам около 33 тысяч самолетов, погибло 7837 летчиков (из 27600 всего по ВВС Красной армии). В бомбардировочной авиации, летчик "жил" примерно 30 вылетов, в истребительной - 17-18, в штурмовой 8-9. 639 штурмовой авиаполк - самый обычный, средний, "негеройский", "рабочий" полк советских ВВС. За годы войны он воспитал одного Героя Советского Союза, и еще один летчик стал Героем в составе уже другого полка. История 639 шап отражает историю всей штурмовой авиации СССР во второй мировой войне. Рассмотрим подробно боевую работу полка в кровавые дни лета 1942 года.
639-й ближнебомбардировочный авиаполк был сформирован 13 ноября 1941 года в городе Бугуруслан. Первым командиром полка был назначен капитан Сапига Михаил Порфирьевич, комиссар - старший политрук Бурлак Владимир Семенович, начальник штаба - Баскаков Семен Федорович. После формирования и сколачивания части 5 января 1942 года полк как отдельная часть прибыл на Калининский фронт в составе 22 самолетов У-2 с экипажами.
Первое боевое оружие 639 шап.
Первое боевое оружие 639 шап.
В течение 2 с лишним месяцев полк не использовался по своему прямому назначению. В это время только начиналось становление ночных бомбардировочных частей, воюющих на "небесных тихоходах" - У-2. Возможно поэтому, летчики полка занимались снабжением наших частей, окруженных в районе западнее Ржева (переброска горючего, боеприпасов, вывоз раненых). Полк произвел 100 боевых вылетов, по-видимому дневных, было вывезено на Большую землю 200 раненых, потеряно 4 самолета. Кто из летчиков воевал в этот период неизвестно. Возможно, одним из них был младший лейтенант Сорокин, 7 боевых вылетов за линию фронта, был сбит, выходил из окружения с партизанами, в это же время, там же воевал на У-2 и Георгий Корниенко, но он летал в составе 203 отдельной авиаэскадрильи.
13 марта 1942 года полк в составе управления - 8 летчиков и 15 авиатехников убыл для переформирования в Куйбышевскую область, в 1 Запасную авиабригаду. 5 апреля этого же года переформирован в транспортный авиаполк, а затем 17 апреля уже окончательно в штурмовой авиаполк.
22 июня 1942 года полк, включенный в состав 224-й штурмовой авиадивизии, прибыл в Действующую Армию на Западный фронт. Командиром полка был назначен майор Абрамов, начальник штаба - майор Овчинников, военком - по-прежнему старший политрук Бурлак (Владимир Семенович, прошел весь боевой путь полка со дня его основания, до 1945 года, не будучи летчиком, в 1944 году освоил специальность воздушного стрелка и в этом качестве совершал боевые вылеты). Штурман полка - капитан Никифоров, инженер полка - военинженер 3 ранга Клубов, начальник связи- воентехник 1 ранга Мельник Прокофий Карпович (в последующем капитан Головлев Алексей Дмитриевич), начальник воздушно-стрелковой службы- старший техник-лейтенант Дорогов Александр Георгиевич.
Одноместный бронированный штурмовик Ил-2, образца 1941 года. Такие самолеты стояли на вооружении 639 шап в 1942 году.
Одноместный бронированный штурмовик Ил-2, образца 1941 года. Такие самолеты стояли на вооружении 639 шап в 1942 году.
Штат полка 2-х эскадрильный. Адрес полевой почты - ППС 2090, п/я 639 полк. В части имелось 20 летчиков и 19 одноместных самолетов ИЛ-2. Базирование - аэродром Кожухово. Двадцатый самолет, находился в ремонте, на заводе почти до конца июля 1942 года.
Самолеты ИЛ-2 первых серий несли мощное наступательное вооружение - 2 пулемета ШКАС, 2 пушки ШВАК калибром 20-мм (в последующем заменили на 23-миллиметровые пушки ВЯ-23), 400 кг (в перегруз до 600кг) бомб и до 8 неуправляемых реактивных снарядов. Кабина летчика и двигательный отсек были заключены в 5-8 миллиметровый бронекорпус. Недостатком конструкции, являлось отсутствие воздушного стрелка, что делало самолет уязвимым для истребителей противника. В последующем, советская промышленность перешла на выпуск двухместного штурмовика ИЛ-2. Воздушный стрелок на этих самолетах был вооружен крупнокалиберным пулеметом Березина, и специальными воздушными гранатами.
27 июня 1942 года, аэродром Кожухово. Семерка Илов готовится к ознакомительным полетами (немецкая аэрофотография).
27 июня 1942 года, аэродром Кожухово. Семерка Илов готовится к ознакомительным полетами (немецкая аэрофотография).
Боевой состав 639 штурмового авиаполка >>
Боевая деятельность авиаполка началась 5 июля 1942 года, в политдонесении комиссара назван как первый боевой день. В этот день 17 самолетами было произведено 42 боевых вылета с общим налетом 42 часа. Цели в районе Шамордино, Белев, Пепелевка, Алтухово, Бабинки, Гнездилово, западный берег реки Мошонка. По докладам пилотов уничтожено 6 зенитных орудий, 4 танка, 24 автомобиля, 6 пулеметных точек, 2-4 дзота, более 20 повозок, подожжена деревня Мал (?). Не вернулись с боевого задания Дмитриев, Темляк.. Самолет с-та Игнатова подбит ЗА (зенитной артиллерией) над целью, обрезал мотор, пилот сел на лес в районе Козельска, самолет сгорел, летчик с ожогами и ушибом руки вернулся в свою часть. Отличился комсомолец сержант Раппопорт, который при атаке командира 1 АЭ капитана Красоткина истребителем Ме-109 "…смело и решительно пошел на выручку командира, открыл огонь по самолету противника. В результате самолет противника загорелся, атака была отбита.."..
6 июля 1942 года 14 самолетами было выполнено 37 боевых вылетов, общий налет 49 часов. Цели в районе Загородняя, Запрядная, Ясенек, Черный поток, Игнатовка. Пилоты полка заявили об уничтожении 4 дзотов, 13 танков, 13 орудий полевой артиллерии, 7 зенитных точек, 22 автомобилей, более 20 повозок, 300 солдат. В этот день отличились летчики Уланов, Кардава, Галкин, Белов, Рыбин. Под впечатлением этих дней младший лейтенант Рыбин написал в письме родственникам: "Работать приходится очень много, с темна до темна, работа напряженная, требующая большой силы воли, выдержки, смелости, отваги и умения. Жизнь фронтовая интересная, с сюрпризами. Вот и опять воюю, но уже лучше, по-настоящему бью фашистов. Ведь Родина мне доверила замечательный СА.молет, штурмовик с бомбами и мощным вооружением. Доверие Родины я безусловно оправдаю. Я мщу за наши сожженные города и села, за издевательства над нашим народом, за смерть брата Саши. Я уже много фрицев уничтожил, а также танков, машин, дзотов и счет свой буду увеличивать. Подлетая к линии фронта я вижу наших храбрых пехотинцев, которые машут мне кепками, показывая направление на врага, как будто говоря, давай мол начинай, а мы докончим. Как перелетишь линию фронта, так фашисты открывают яростный огонь по нашим самолетам, мы в свою очередь тоже поливаем их огнем и бросаем на их голову смертоносный груз. Смешно и весело смотреть, как они разбегаются в разные стороны. Конечно, еще требуется много усилий, еще предстоит много кровопролитных боев, но все-таки фашистская грабь - армия будет разбита. Не вернувшиеся вчера, Дмитриев и Темляк возвратились в свою часть. Самолеты 14\4. "
В последующем в течение 1 недели у полка боевых вылетов не было. Личный состав рвался в бой, особенно воодушевленный удачными вылетами 5-6 июля. Летчики маялись от безделья, командование не знало, как и чем их занять. Проводились собрания, публичные чтения литературы, стрельбы из личного оружия, а боевого задания все не было. К счастью, за это время удалось отремонтировать почти все поврежденные самолеты.
11 июля 1942 - 4с\в (летали Зеленцов, Белов, Филиппов и Головкин). Белов и Панченко назначены командирами звеньев. Самолеты 15\3.
С 16 по 24 июля - проходило перебазирование на новый аэродром (совхоз Ватулино). Перелет произошел успешно, всего перелетело 18 штурмовиков.
27 июля проводились тренировки по перебазированию. Летали с загрузкой в 5 человек технического состава. Самолет младшего лейтенанта Рыбина потерпел в этот день аварию. Летчик на скорости производил посадку и слишком рано начал выравнивание. Машина упала на одно колесо. Погнут центроплан вместе с лонжероном, правая плоскость имеет просадку. Самолет требует заводского ремонта. Пассажиры не пострадали. На летчика наложено взыскание, удержано 25% заработка, объявлен строгий выговор. Планировалось направить материал прокурору для придания летчика суду военного трибунала, но в дальнейшем, видимо этого не было сделано. Возможно, причиной этому была череда подобных происшествий с другими летчиками. Так в один из последующих дней, самолет сержанта Юрченко был поврежден в боевом вылете. Авиатехники отремонтировали машину прямо на месте вынужденной посадки. При подготовке к взлету, Юрченко не проверил местность в направлении взлета. Самолет угодил в незамеченную канаву и потерпел аварию. Каких-либо мер к пилоту не применялось. Самолеты 14\1
30 июля уничтожение артиллерии в районе Полунино, Голаково, Коршуново. Полеты проходили в сложных метеоусловиях, вылет в составе полка (15 самолетов). Учитывая плохую видимость, командир принял решение о возвращении на аэродром, но часть летчиков не подчинилась. Повели свои звенья на задание Уланов, Кардава и Сорокин, за что потом получили взыскания. Красоткин, Панченко, Уланов и Рапопорт летали с загрузкой в 550 кг. бомб и 4 РС.(так называемый "сталинский наряд") Уничтожено 26 орудий, 15 овтомашин, 12 повозок, 12 минометов, 29 зенитных точек, 11 дзотов. Не вернулись с бевого задания Филиппов(2АЭ); Дмитриев и Галкин - 1АЭ. Самолеты 12\0.
31 июля. Филиппов и Галкин находятся на вынужденных, самолеты исправны, летчики невредимы.
1 августа Работа по ж\дороге в районе Сычевка, Мартюхи, Касня. 4 с\вылета (Корниенко, Белов, Головкин, Уланов). Первая боевая потеря полка. Не вернулся с боевого задания командир звена, младший лейтенант Уланов Николай Андреевича - его самолет был сбит зенитным огнем над целью в районе Златоустово (по другим сведениям сбит минометным огнем над линией фронта).
2 августа вторая потеря - не вернулся с боевого задания младший лейтенант Григорий Андреевич Галкин. На задание ходили 12 самолетов, из них 8 из-за плохих метеоусловий вернулись обратно. "…3 экипажа и ведущий командир звена Сорокин, проявили недисциплинированность, не выполнили приказа командира части и решили следовать к цели. После выполнения БЗ, звено было обстреляно ЗА на линии фронта. Самолет Сорокина был сильно поврежден, но но вернулся. Сержант Раппопорт был атакован 3 истребителями Ме-109 и пилот, кандидат ВКП(б) умело ушел от атаки, но потерял ориентировку и сел на вынужденную в районе с.Юрьево..." Темляк - на вынужденной посадке по той же причине. Самолеты 10\0.
3 августа 12 вылетов. Уничтожали противника на железной дороге, на участке Зеленая Роща - Фомино. Уничтожено ж\д полотно и здание на ст. Новодугино, 11 автомобилей, 10 зениток, 17 повозок, 26 вагонов, разрушена станция Туманово. С полной загрузкой (600кг. бомб) летали старший лейтенант Кардава, сержанты Головкин, Белов, Дмитриев. Не вернулся с задания сержант Дмитриев Иван Александрович. По докладам летчиков, его самолет был атакован 3 истребителями в районе Черени - Конищево. Самолеты 9\4.
4 августа - 11 с\вылетов, уничтожение артиллерии, узлов связи, штабов и резервов противника в районе Старое, Ревякино, Корчмилово. Летали Корниенко, Кардава, Белов. Особенно отличились Сорокин, Раппопорт, Панченко. Уничтожено до 1400 фашистов. 3.08 не вернулся с боевого задания сержант Дмитриев - сбит истребителями противника в районе Ново-Дугино, куда группа Ил-2 была вынуждена выйти, уходя от преследования группы Ме-109. Истребителей сопровождения не было. К этому дню наибольшее количество вылетов произвели летчики Панченко и Раппопорт. - 10 и 13 соответственно.
Герой Советского Союза Панченко Константин Павлович при всех регалиях. Послевоенная фотография.
На вынужденные посадки сели: Корниенко и Белов - атакованы истребителями, в районе Коськово. Кардава - атакован истребителями, линию фронта перелетел, сел в районе Шаховская, ранен. Сержант Юрченко повредил самолет при посадке на своем аэродроме. В полку осталось 7 исправных самолетов.
Леонид Раппопорт, курсант Гостомельской летной школы, август 1940 года.
Леонид Раппопорт, курсант Гостомельской летной школы, август 1940 года. Навеки девятнадцатилетние.
5 августа. Младший лейтенант Сорокин после штурмовки ж\д в районе Сычевка - Гжатск, обнаружил 30-километровую мотомехколонну противника в районе автодороги Гжатск - Вязьма. После доразведки колонну штурмовала вся дивизия. Летчиками полка заявлено об уничтожении 3 танков, 61 автомобиля, 4 орудий, 10 дзотов, 20 повозок, 440 человек пехоты. Сержант Раппопорт сел на вынужденную в районе Уварово, ранен в голову.
Страница из наградного листа младшего лейтенанта Сорокина Николая Дмитриевича.
Страница из наградного листа младшего лейтенанта Сорокина Николая Дмитриевича.
Младший лейтенант Рыбин при возвращении с вылета, заблудился. После перелета линии фронта, он резко отвернул вправо и пристроился к группе ИЛ-2 из другой дивизии. Вернулся в полк на следующий день. Не вернувшийся вчера Кардава, сел на вынужденную на а\э Осташково, ранен в голову, при посадке потерял сознание.
6-10 августа. Перебазирование на аэродром Гаретово. В полку 9 исправных самолетов, на вынужденных посадках находятся 3 штурмовика.
11 августа. 7 боевых вылетов - скопление танков, а\м и артиллерии в районе Носовое, летали Зеленцов, Белов, Филиппов, Головкин и другие. Темляк на вынужденной посадке..
12 августа - 4 вылета по автоколонне Гжатск - Клушино.
13 августа. 4 вылета по железной дороге на перегоне ст. Касня - ст. Ново-Дугино. На обратном пути атаковали автоколонну, уничтожили 10 а\м. В районе Безобразово атакованы 4 Ме-109, атака отбита истребителями сопровождения. Все самолеты имеют от 5 до 10 пулевых и снарядных пробоин
14 августа. 9 вылетов по ж\дороге, переправе и танкам в районе Карманово и деревни Князи. Подожжен эшелон и 15 вагонов, склад продовольствия, 30 а\м и 25 повозок, конников 30, пехоты 94, на переправу сброшены бомбы в 2 местах, в 4 местах разрушено ж\д полотно. Над целью сбит сержант Темляк.
" В 7-50 получили задание разрушить ж\д полотно на участке Касня - Александрино. Вылетели Густов (ведущий), Панченко и Темляк. Шли левым пеленгом, Темляк шел задним. На цель вышли точно, под углом 450 , сбросили бомбы, развернулись над железной дорогой. Когда ведущий по радио скомандовал "Правый разворот", то сразу заметил, что Темляк не разворачивается, а идет по прямой со снижением. Сел на фюзеляж у д. Абакумово, при посадке у самолета отвалилось хвостовое оперение. Густов и Панченко сделали вираж, открытия фонаря не заметили. Атака производилась с высоты 50м., при этом подверглись сильному обстрелу ЗА и ЗП из деревни Абалкино".
"Исключительно блестяще выполнил задачу сержант Головкин. Его атаковали 2 Ме-109, он применил тактический маневр, вышел на цель, разрушил ж\д полотно и прибыл на свой аэродром, произведя посадку отлично, несмотря на то, что самолет был подбит (камера левой шасси, бронь, маслобак, козырек, привез 15 пробоин. Механик звена Гришин организовал техсостав, машина восстановлена и гтова выполнять БЗ".
"Лучшим звеном в части является звено ст. лейтенанта коммуниста Корниенко, механик звена младший воентехник комсомолец Горчанюк. Звено имеет 33 успешных боевых вылетов, в звене наилучший порядок и дисциплина. Звено лейтенанта коммуниста Сорокина (имеет благодарность от комдива, представлен к награде), произвело 35 боевых вылетов, механик звена младший воентехник Кильчитский. В звене не было ни одного случая задержки самолетов на выполнение боевого задания. Коммунист пилот Раппопорт из этого звена также представлен к правительстенной награде".
15-18 августа - перелет с Гаретово на аэродром Кожухово. Из-за потери ориентировки в районе Калуги, сели на вынужденную в Железинке (18км северо-восточнее Сухиничи) - Зеленцов (самолет №18613), Головкин (№1001), Филиппов (№5811) и Белов (№2615).
639-й ближнебомбардировочный авиаполк
Сержант Евгений Григорьевич Филиппов. Считался пропавшим без вести во время боевого вылета 13 сентября 1942 года. Найден поисковиками, похоронен на родине.
21 августа - в полку самолетов 11\2.
22 августа - началось наступление частей Красной Армии в районе села Ульяново, авиация приняла в этом самое непосредственное участие. 16 боевых вылетов на уничтожение артиллерии, танков и живой силы противника в районе Дебри, Дурнево, Сорокино, Колосово, Белый Верх. Уничтожено 3 танка, 17 орудий, 15 зенитных точек, 21 блиндаж, до 200 человек пехоты. Летали без сопровождения истребителей.
Сбиты над целью лейтенант Сорокин (самолет №3913) и сержант Игнатов (№2612). С-т Панченко (№403) подбит ЗА в районе Дебри, после выполнения задания произвел посадку на кустарник в 200м от а\э Козельск, пилот невредим. Заместитель комэска Корниенко (№6013) подбит ЗА в районе Дурнево и сел на вынужденную посадку в районе Кольское (6км севернее Сухиничи), получил 2 раны в лицо, при посадке сильно повредил руку, имеет ожоги лица, (23.08 прибыл в часть и находился на излечении в лазарете 256 БАО). Поврежден самолет Филиппова (№???). Подбит истребителями противника и сели на вынужденную в районе Козельска сержант Юрченко (№2613). Сержант Белов(№5613) подбит ЗА в районе Дебри. Произвел посадку на фюзеляж в 3км. Западнее Козельска, невредим.
Истребителями противника сбит самолет младшего лейтенанта Рыбина Вадима Ивановича (самолет №1813). Обнаружен в районе Козельска, Лекшенский совхоз, деревня Сосенки. По показаниям местных жителей, самолет Рыбина подвергся атаке 2 МЕ-109, которые обстреливали его, пока не сбили. Самолет упал у деревни Сосенка. Пилот убит. Пулеметной очередью, пробиты рука и нога, два прямых попадания в голову, снарядные попадания в спину. Пилот Рыбин похоронен местными жителями около деревни Сосенка, в 100 метрах за домом Кузовкова в присутствии депутата Верховного Совета(?), документы, имевшиеся при Рыбине представлены в полк, акта похоронной комиссии нет. (могила не сохранилась).
Пилот 639 шап,, младший лейтенант Рыбин Вадим Иванович. Смоленск, 23 июня 1941 года.
Пилот 639 шап,, младший лейтенант Рыбин Вадим Иванович. Смоленск, 23 июня 1941 года.
Вадим Иванович родился в 1914 году в селе Парское, Родниковского района, Ярославской губернии. Ныне это село относится к Ивановской области. Семья была многодетной, 4 братьев и 4 сестер. Отец умер, когда Вадиму было 14 лет. Дети остались на руках у матери, простой колхозницы. Все были комсомольцами, активистами, получили образование. Летчик, полковник артиллерии, преподаватель вуза, все братья участвовали в Войне, двое погибли.
В предвоенные годы проводился футбольный чемпионат СССР среди колхозных команд. Команда села Парское, играла очень успешно, дошла до полуфинала. В ее составе играли и братья Рыбины.
Перед Войной Вадим закончил Ворошиловградское летное училище.
Курсант Вадим Рыбин
В июне 1941 года, Вадим приехал в отпуск в гости к сестре, в Саратов. Он страдал тяжелым зоболеванием - ревматоидным полиартритом. Скованность движений, боль и отечность суставов. Сестра рассказывала, что ему даже трудно было держать в руках игральные карты. Стопроцентный "белый билет". Но Вадим успешно скрывал свое заболевание, любил авиацию. Скрывал болезнь и на фронте, хотя приходилось тяжело. 22 июня он мгновенно собрался и через несколько дней уже был в части. Участвовал в Смоленском сражении "…пороху понюхал, чуть-чуть…". Перед Войной, самолет ИЛ-2 еще не был принят на вооружение, и штурмовые части вооружались старыми истребителями - И-15, И-15бис, И-153. Пилоту истребителя полагалось птицей влетать на крыло своего самолета, а Вадим из-за болезни этого не мог. Он вступил в "сговор" со своим авиамехаником, тот смастерил маленькую лесенку и успешно прятал ее от начальства.
Постепенно авиаторы оказались "спешенными", отступать пришлось пешком, по сто километров, "а иногда и поспешать". "Ох и досталось тогда моим ноженькам…" писал домой Вадим. Но в июле 42, снова прибыв почти в те же самые боевые места он почувствовал себя вполне прилично ("фронт лечит"). Бдительности тем не менее не терял "…если узнают, то могут отправить домой, а мне это нежелательно…").
"…правда, я похож на медвежонка?" - после тренировочного полета.
Вадим не был женат, но очень любил детей, просто обожал племянниц, писал им письма с фронта… Но! Посмотрим еще раз
Нас не надо жалеть! Мы знали, на что шли!
23 августа. После тяжелых потерь предыдущего дня в полку осталось только 4 исправных самолета, произведено 4 боевых вылета. Подбит, ранен осколком в голову и сел на вынужденную сержант Раппопорт (самолет №6502).
28 августа. Произведено 8 вылетов на Сещу, Перестряж, Белки, Белый Верх. Летали совместно с 565 и 571 полками. Не вернулись Панченко (самолет №1513), Филиппов (№10002) и Кардава (№705). Старший лейтенант Кардава был сбит истребителями в районе Тростянка, выпрыгнул из горящего самолета на высоте 70м., получил сильные ожоги, отправлен на лечение в госпиталь в Москву. В полку остался только 1 исправный самолет.
29 августа - единственный вылет последним самолетом, совместно с летчиками 571 шап. Дивизия полностью истощена, во всем соединении осталось только 9 исправных машин.
В период с 30 августа до 12 сентября боевых вылетов не было. Личный состав восстанавливал силы, авиатехники ремонтировали самолеты. К концу периода в дивизии имелось 39 исправных самолетов. В 639 полк из ремонта прибыл самолет №750. Не вернувшийся с боевого задания 14 августа Темляк Владимир Иванович найден. Находится в Погорелое Городище, задержан НКВД до выяснения. Самолет №628.
13 сентября. Один из последних боевых дней полка в летней кампании 1942 года - штурмовка аэродрома Сеща. Совместный вылет 16 самолетов 639 и 611 полков прошел крайне неудачно. Ведущий группы комэск 611 шап старший лейтенант Ляленко Владимир Ильич (уроженец города Чкалов, ныне Оренбург, погиб 23 февраля 1943 года), неточно вышел на цель, в результате окраину аэродрома смогли атаковать только несколько самолетов. Большая часть группы из-за сильнейшего зенитного противодействия пыталась отбомбиться по запасной цели, но тоже неудачно. На обратном пути летчики заблудились и около 60 километров летели параллельно линии фронта, постоянно подвергаясь обстрелу. Из 8 самолетов полка на свой аэродром вернулись только 2. Погиб лучший летчик полка Леонид Евсеевич Рапопорт (17 боевых вылетов, самолет №3203) и сержант Филиппов (№9108). Сержант Белов (№30704) в воздушном бою сбил истребитель МЕ-109 (подтвердил сержант Юрченко, самолет №2613) - оба на вынужденной на а\э Сляднево. Также не вернулись с боевого задания (сели на вынужденную) - майор Красоткин (№5306) - а\э Муковнино, сел из-за недостатка горючего. Ст. лейтенант Густов (№30765) - вынужденная в Спас - Загорье. В связи с тем, что задание выполнено не было, боевой вылет никому не засчитан..
Вот такое извещение было отправлено родителям летчика. Из-за ошибки штабистов, родные Леонида более 70 лет днем его гибели считали 23 августа 1942 года.
Вот такое извещение было отправлено родителям летчика. Из-за ошибки штабистов, родные Леонида более 70 лет днем его гибели считали 23 августа 1942 года.
После этого, в 1942 году, хотя полк в боевых действиях практически не участвовал, пришлось потерять еще двух летчиков.
22 октября 1942 года - 4 с\в, налет на а\э свх. Дугино, уничтожено 3 самолета. Не вернулся Густов Василий Георгиевич, "…Панченко потерял его над целью, производя противозенитный маневр…" и Корнишин Николай Никитович - "…был потерян в облаках майором Красоткиным..."
24 ноября полк передал матчасть и оставшихся в живых летчиков в другие полки 224 дивизии (в 565 и 571). Управление полка и 50 авиатехников убыли в тыл на переформирование.
С 1943 года полком командовал подполковник Цуркан Степан Акимович, боевой летчик, неоднократно раненый, лично водивший на штурмовку своих подчиненных. Но "15 января 1944 года по его вине (командира 639-го штурмового авиаполка подполковника Цуркана) и начальника отдела перелетов штаба ВВС Приволжского военного округа полковника Рябченко произошли аварии и катастрофы с самолетами "Ил-2" в районе Тамбова-Моршанска. 10 самолетов потерпели катастрофы, 12 сделали вынужденные посадки и один самолет не был найден. При этом погибло 17 человек летно-технического состава. Подполковник Цуркан отдан под суд военного трибунала". Какой приговор получил Цуркан, неизвестно, но он продолжал командовать полком, вплоть до 1945 года. Известно, что он дошел до Румынии, где умер или погиб. По данным 1947 года подполковник Цуркан похоронен в Румынии, на северо-западной окраине г. Браилов, гражданское кладбище "Шпринг", обстоятельств смерти выяснить не удалось. Видимо из-за проводимого в 1943 году расследования, в архиве 639 шап отсутствуют документы за период 43-го года. Исторический формуляр полка, составленный в 1946 году со слов комиссара полка Бурлака и начальника связи капитана Головлева малоинформативен и грешит неточностями. Например, Николай Дмитриевич Сорокин назван у него Иваном Федоровичем.
Но в историю, тем не менее полк вошел, как и его летчики. И 9 Мая 1945 года, выводили свои полки на торжественный митинг, посвященный окончанию Великой Отечественной Войны - командир 639 шап, подполковник Цуркан Степан Акимович, командир 839 шап майор Красоткин Василий Иванович и командир 999 шап подполковник Зеленцов Павел Петрович.
Личный состав полка, награжденный в 1942 году государственными наградами.
Орденом Боевого Красного Знамени:
- командир звена младший лейтенант Сорокин Николай Дмитриевич;
Родился в 1919 году в Смоленской области, Знаменский р-н. Кандидат ВКПБ, призван в РККА Пензенским РВК. 22.08.42 не вернулся с боевого задания, сбит ЗА над территорией противника. Отец Сорокин Дмитрий Афанасьевич, Москва, Петровка д.19.
"За время пребывания в 639 шап, младший лейтенант Сорокин показал себя идеологически и морально устойчивым, дисциплинированным и требовательным командиром. Летает мастерски, в любых условиях, отлично владеет самолетом ИЛ-2. Имеет общего налета около 700 часов, из них боевого налета за 19 боевых вылетов 37 часов, из них ночью 4 боевых вылета - 12 часов. В Отечественной Войне участвует второй раз. На Калининском фронте летал на самолете У-2, перебрасывая своим войскам, через занятую противником территорию, боеприпасы и продукты питания. На самолете У-2 имеет 7 боевых вылетов, из них ночью 4. При выполнении задания был сбит и совершил посадку на занятой территории. С помощью партизан добрался до своих. После Калининского фронта переучился на самолет ИЛ-2 и участвует на Западном фронте. На 10 августа 42 года имеет 12 успешных боевых вылетов, в результате которых уничтожено: 7 танков, до 15 полевых орудий, 5 орудий зенитной артиллерии, 7 зенитных пулеметов, до 28 повозок и до 24 автомашин с войсками и грузами, 5 вагонов с войсками и боеприпасами, 45 кавалеристов, до батальона пехоты, 7 блиндажей и ДЗОТов. Приказ товарища Сталина №227 выполняет с честью и вдохновляет своих подчиненных - громить гитлеровских бандитов не давая им опомниться. Летает на боевые задания с радостью, готов за Родину отдать свою жизнь.
Помимо успешного выполнения боевого задания, привозил ценные разведывательные данные: так 5.8.42г. первым обнаружил движующуюся по дороге Вязьма - Гжатск колонну противника дивизии СС, о чем было сообщено в дивизию. По этой колонне весь день работала штурмовая дивизия, в результате чего дивизия СС была разгромлена. Отлично владея техникой пилотирования, товарищ Сорокин дважды прилетал с задания на подбитом самолете, отлично производил посадку, сохраняя тем самым матчасть.
За успешные боевые вылеты на самолете ИЛ-2, товарищ Сорокин достоин представления к правительственной награде - ордену "
Ленина" (награжден орденом Красного Знамени)".
- старший летчик сержант Раппопорт Леонид Евсеевич.
Пилот 639 шап, 1922 года рождения, в РККА с 1940 года, кандидат ВКП(б) с 1942 года., призван Ленинским РВК г. Москвы. На фронте Отечественной Войны участвует впервые. С первых же боевых полетов показал себя мужественным и смелым в бою, готовым за Родину отдать свою жизнь. В результате выполнения боевых заданий уничтожил: 5 танков, до 15 орудий полевой и 9 - зенитной артиллерии, 5 зенитных пулеметов, до 65 повозок и до 30 автомашин с войсками и грузами, 5 вагонов и один паровоз, до 23 кавалеристов и до 500 солдат и офицеров противника, до 20 дзотов и блиндажей, разрушил 2 переправы через реку, разрушил ж/д полотно около Ржева, Глубоко поняв приказ ;№ 227 товарища Сталина, на боевые задания вылетает с поднятым духом и радостью. Ни зенитный огонь, ни истребители противника не могут остановить его и помешать выполнению боевого задания. Однажды на ведущего группы напал МЕ-110. Тов. Раппопорт, видя, что его командир находится в опасности, направил свою грозную машину на противника, обстрелял его, и тот дымящийся пошел к земле. Жизнь командира была спасена, группа успешно выполнила задание.
- к ордену Красного Знамени был представлен также старший лейтенант Кардава Елизбар Самсонович, но ордена он не получил, возможно из-за тяжелого ранения, наградной лист затерялся.
Орденом Красной Звезды:
- начальник штаба полка майор Сафонов Василий Поликарпович;
- старший техник Юмтанов.
Медалью "За боевые заслуги":
- механик звена младший воентехник Жерницын И.В.;
- механик звена старший лейтенант Коробченко Н.Ф.;
- техник вооружения младший лейтенант Инюшин Н.Я.;
- авиамеханик сержант Тусев Л.Ф.;
- старший авиамеханик ПАРМ техник-лейтенант Чехвазов М.Ф.
Награды авиатехническому составу более чем заслужены. Техническая служба 639 шап в 1942 году активно вела свою личную войну и сработала очень хорошо. В период активных боевых действий, просматривая отчеты и оперативные сводки, постоянно обращаешь внимание на соотношение исправных и неисправных самолетов. Шла постоянная борьба за введение в строй поврежденных машин, и из этой борьбы авиатехники выходили с честью. Самолеты ремонтировались в полку, вывозились с мест вынужденной посадки и восстанавливались на месте. День - два, и поврежденный самолет становился боеготовым. В оперсводках дивизии каждый день фиксировалось количество исправных/неисправных самолетов с разбивкой по полкам. И если в 611 шап в период активных боев число исправных машин в среднем составляло 3-5, в 571 - 7-9, а в 565 и 639 почти постоянно держалось на уровне 13-14 единиц.
Моральный климат в полку.
Не имея свидетельства очевидцев, говорить об этом очень трудно, приходится опираться только на сухие буквы казенных документов, а где-то даже домысливать. И на основании их - отчетов, докладных и рапортов, можно сделать вывод, что этот самый климат был разный. Не хороший, не плохой, а именно разный.
Например, имелись трения во взаимоотношениях между командным и политическим составом полка. Так, командир полка Абрамов и комиссар Бурлак, не выносили друг друга. В деле есть две докладные комиссара: "…Майор Абрамов уклоняется от боевых вылетов. За время пребывания на фронте сделал только два вылета, один по моему настоянию, второй по прямому приказу командования дивизии…говорит что война это для дураков, а мы и на земле пересидим…развел в полку кумовство, пьянство, однажды отобрал водочный паек у летчиков, чем вызвал недовольство подчиненных…". Командир не остался в долгу, есть и его рапорт на комиссара: "Не появляется на аэродроме, не пользуется уважением личного состава и т.д.".
При этом, сам комиссар полка и военкомы эскадрилий в боевых вылетах в этот период не участвовали вовсе. 21.08, за день до гибели, младшему лейтенанту Рыбину объявлен строгий выговор по комсомольской линии "за пререкания с военкомом эскадрильи". В чем суть конфликта, и последовавшего нарушения дисциплины, указано не было. Военком 2 эскадрильи, политрук Комаров Георгий Семенович отметился еще один раз. В деле есть рапорт комэска 2 - Зеленцова. Суть его такова: у сержанта Белова на самолете засбоил мотор и пилот немедленно прекратил взлет. К нему подбежал политрук Комаров и набросился на летчика с оскорблениями, обвиняя Белова в трусости, вел себя вызывающе и грубо. Командир принял сторону пилота, так как двигатель действительно оказался неисправным. Естественно, у нелетающих политработников имелись определенные трудности с вдохновлением подчиненных на подвиг. В последующем, этот недостаток был устранен. С появлением двухместных штурмовиков, политработников обязали летать на боевые задания в качестве стрелков. Вместе с Корниенко, погиб над Сещей замполит эскадрильи, воздушным стрелком летал на штурмовку и Бурлак. А его конфликт с командиром полка, судя по всему разрешился не в пользу последнего, Бурлак остался в полку комиссаром, а командование принял Цуркан.
Приказ 227. Как водится в России, сразу после выхода активно кинулись его исполнять, затем несколько успокоились. Под раздачу попали Панченко и Дмитриев. Про первого в конце статьи. А про Дмитриева есть докладная комиссара полка от 2 августа 1942 года: "…активно участвовал в боевых действиях, совершил 4 боевых вылета, но потом на его глазах погиб командир звена (Галкин 2 августа). После этого начал жаловаться на головные боли после полетов (что в принципе неудивительно, ведь полет на ИЛ-2 был связан с большой физической нагрузкой). Проведена беседа, жалобы прекратились". А 3 августа - Дмитриев полетел на очередное задание с максимальной загрузкой самолета, был сбит истребителями и погиб.
Еще интересный случай. "Доношу, что 7.09.42, особым отделом дивизии, по неизвестной для меня причине, арестован механик по приборам Вяльцев Анатолий Николаевич, 1921 г.р., образование 10 классов. Вяльцев был принят в комсомол 1.09, по моему недосмотру, но 7.09 исключен за недисциплинированность и нерадивое отношение к делу". На следующий день комиссар шлет вторую записку: "…прием Вяльцева в комсомол - моя ошибка, подписал не глядя". А затем - третья: "…довожу до сведения, что Вяльцев исключен из комсомола не 7, а 5.09.42 года". Что интересно, особый отдел разобрался проступке Вяльцева, и хотя в полк он не вернулся, обвинения с него были сняты.
"С ноября 1942 г. до января 1943 г. воюет под Сталинградом в должности связиста 41-го гвардейского стрелкового полка Сталинградского фронта. Участвует в наступательной операции по разгрому немецко-фашистских войск в районе Сталинграда. После ранения в январе 1943 года лечится в госпитале до апреля 1944 г. Затем служит писарем в 38-м воздушном корпусе, позднее 328-м гвардейском стрелковом полку (1-й и 2-й Украинские фронты). В этом полку воевал в Венгрии, Австрии, Чехословакии. Лейтенант А.Н. Вяльцев был демобилизован в ноябре 1945 г. В сентябре 1946 г. он поступил на физфак МГУ, который окончил в июне 1951 г. В том же году был принят в аспирантуру факультета на кафедру истории физики. В 1954 г. он представил к защите кандидатскую диссертацию, подготовленную под научным руководством профессора А.К. Тимирязева.
Анатолий Николаевич Вяльцев был награжден орденом Красной Звезды и медалями "За победу над Германией" и "За взятие Вены".
И в то же время политсостав заботился о подчиненных, старался занять их в периоды безделья, проводил концерты, чтения. Следили за снабжением личного состава "питание летного состава хорошее, технического состава - плохое…".
А вот еще:
9.09.42г. "О мероприятиях по улучшению и проведенной работе среди военнослужащих нерусской национальности".
Всего в полку военнослужащих 105.
Русских - 76
Украинцев - 18
Белорусов - 2
Евреев - 6
Грузин - 2
Мордовцев - 1
В полку, несмотря на многонациональный состав, нет антагонизма, и не наблюдалось ненормальных или враждебных взаимоотношений на национальной почве. Весь личный состав, представляет из себя дружную семью. Общие задачи - ненависть и неограниченное желание - скорее разгромить проклятого врага - немецкий фашизм, как никогда укрепить боевое содружество в экипажах, звеньях, независимо от национальной принадлежности. Примером этой дружбы служит любовь и уважение всего личного состава к летчику старшему лейтенанту Кардаве, грузину по национальности. Его невозвращение с боевого задания тяжело переживал весь летно - технический состав. Такое же отношение испытывают к молодому пилоту Раппопорту, еврею по национальности, который совершил 16 боевых вылетов на штурмовку, будучи два раза ранен, в бою показал неустрашимость и умение, за что командование полка представило его к правительственной награде…
Конечно, можно посчитать это парадным отчетом о мероприятии. Но изучая политические отчеты комиссара, можно сделать вывод, что он старался в целом объективно оценивать ситуацию в полку. Подробно разбирались случаи нарушения дисциплины, нерадивого отношения к своим обязанностям. Одновременно с Вяльцевым, за антисоветскую агитацию был арестован авиамеханик сержант Кисимов. Так вот с ним, ранее уже проводились воспитательные беседы, что было отражено в отчетах, но сержант продолжал упорно гнуть прежнюю линию. Такие случаи отражены в отчетах, но их было немного, всего 4-5 за почти 5 месяцев пребывания на фронте. В том же отчете присутствует рапорт Зеленцова, по поводу недостойного поведения военкома Комарова, и комиссар полка, не пытается выгородить своего непосредственного подчиненного (комиссара 2 эскадрильи).
И в тех же отчетах, моральный климат в полку постоянно оценивается как хороший, "…настроение бодрое, личный состав готов приложить все силы, для скорейшей победы над захватчиками…".
Боевая работа 224 шад и 639 шап в июле- сентябре 1942 года >>>
Список безвозвратных потерь 639-го штурмового авиаполка в августе-сентябре 1942 года >>>
Как сложилась дальнейшая судьба оставшихся летчиков? Многие из них погибли, часть дожила до победы.
23 февраля 1943 года погиб уроженец города Ростова Ярославской области, младший лейтенант Белов Валерий Васильевич, командир звена. Талантливый летчик, один из немногих, способных летать на задания с максимальной бомбовой загрузкой (600 кг.), выживший в мясорубке 1942 года. Он прошел смертельные вылет 22 августа на Ульяново, когда были сбиты все самолеты, и погибло трое летчиков, не менее тяжелый налет на Сещу 13 сентября, когда погибло трое пилотов 639 шап и 611 шап, а из 14 участвовавших в налете самолетов, на аэродром вернулось только 4. Белов не был мальчиком для битья, успешно огрызался и в воздушном бою 13 сентября сбил фашистский истребитель. Погиб он в День Советской Армии 23 февраля 1943 года, также в воздушном бою, похоронен в Сухиничском районе Смоленской области, деревня Железенка. Почему-то, эта потеря проходит по 1 Воздушной армии, а не по какой-либо дивизии или полку, хотя в этот же день отмечены безвозвратные потери и по отдельным соединениям 1 ВА (в этот же день погиб Ляленко, проходит по ведомости безвозвратных потерь дивизии).
7 мая 1943 года, после штурмовки аэродрома Сеща, не вернулся с боевого задания штурман 565 полка, уроженец города Балашиха, капитан Корниенко Георгий Данилович.
Капитан, штурман 565 шап (с июня по ноябрь 1942 года, старший лейтенант, зам комэска 2АЭ 639 шап). Член ВКП(б) с 1940 года. Родился в 1913 году, в станице Коневской Краснодарского края. Призван на военную службу Реутовским РВК Московской области (или Балашихинским, неточно) в 1941 году. 7 мая 1943 года не вернулся с боевого задания при штурмовке аэродрома Сеща. Жена Корниенко Полина Семеновна, Московская область, Балашихинский район, ст. Черная.
"…летая на самолете У-2 в период с 1 по 23 марта 1942 года, выполняя специальные задания командования по переброске на самолете У-2 командиров и политработников в расположение группы генерал-майора(?) Ефремова, обеспечил с ним бесперебойную ежедневную связь…. Летая смело и уверенно, умело маневрируя по высоте, товарищ Корниенко в каждом отдельном случае уводил самолет из-под действия зенитной артиллерии и прожекторов противника, борясь за выполнение задания и сбережение материальной части. Все задания иим выполнены, материальная часть сохранена."
"…Непосредственное участие на фронте Отечественной войны принимает с июня 1941 года. Зав период с июня 41 по июнь 42 года произвел 120 боевых вылетов на самолете У-2, из них 75 ночью, за что награжден орденами "Ленина" и "Красная Звезда". В июне 42 года переучился на самолет ИЛ-2. С этого периода произвел на данном самолете 20 боевых вылетов. Будучи во всех вылетах в качестве ведущего, товарищ Корниенко наносит своими штурмовыми налетами большой урон противнику. 26.12.42г. водил 4 самолета ИЛ-2 на на разведку и срыв железнодорожных перевозок в районе Брянск, Людиново. Группой было уничтожено 10 ж/д вагонов и до 30 человек гитлеровцев.
6.1.43г. ходил в паре на разведку движения погрузки и разгрузки на ж.д. Киров-Говики и Киров-Дятьково. Парой повредили ж.д. мост через реку Снопоть, сожжена автомашина с прицепом, разрушено ж.д. полотно в районе ст. Погребки и уничтожено до 10 человек гитлеровцев. 11.1.43г. в паре ходил на разведку ж.д. движения эшелонов противника на участке ж.д. Киров-Говики и Людиново-Любохна. Обнаружив ж.д. состав из 20 вагонов, тов. Корниенко атаковал его. В результате атаки эшелон загорелся. Кроме этого обстрелял пулеметно-пушечным огнем ж.д. состав с цистернами, где был уничтожен паровоз. 26.3.42г. водил 4 самолета ИЛ-2 на уничтожение ж.д. эшелонов и сооружений на участке ж.д. Глинка-Приднепровская. Группой на станции Приднепровская уничтожено 10 крытых вагонов. Кроме этого подожжен эшелон в 30-35 вагонов.
14.3.43г. тов. Корниенко при действии по срыву ж.д. перевозок, на участке ж.д. Ельня-Глинка группой в 3 самолета Ил-2 уничтожил 6 крытых вагонов, 6 цистерн и создал очаг пожара.
17.4.43г. водил 6-ку ИЛ-2 на штурмовку аэродрома противника Сеща., где 3 группами в 16 ИЛ-2 было создано 11 очагов пожара, предположительно горящие самолеты. Наблюдался сильный взрыв, кроме того на взлетной полосе было повреждено 3 двухмоторных самолета, подавлен огонь 2 батарей зенитной артиллерии и 5 зенитных пулеметов.
Эскадрилья тов. Корниенко за период его командования сделала 50 боевых вылетов, не имея потерь в личном составе. Личный состав эскадрильи сколочен и подготовлен для ведения боевой работы. Сочетая свое умение организовать учебу и боевую работу с высокой требовательностью к подчиненным, товарищ Корниенко добился высокой воинской дисциплины в эскадрилье. Среди личного состава своего подразделения пользуется заслуженным деловым авторитетом. На боевое задание идет всегда с большой охотой, тщательно готовит к нему своих подчиненных. Над целью своим примеров лично увлекает ведомых на боевые подвиги.
Вывод: за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, достоин третьей Правительственной награды - ордена "Красная Звезда".
Немецкие аэродромы вообще, и Сеща - в первую очередь, являлись самыми опасными объектами боевой работы штурмовиков. Каждый аэродром прикрывался огромными силами зенитной артиллерии (более сотни стволов, не считая зенитных пулеметов). Сещинский аэроузел, представлял собой систему из нескольких, расположенных рядом аэродромов. При налете на один из них, с соседних площадок взлетали истребители и атаковали штурмующую группу. Количество наших самолетов, сбитых при штурмовке Сещи неизвестно, но оно очень велико. Капитан Корниенко не менее четырех раз водил штурмовики на Сещу. На его счету был удачный налет 6 мая. 7 мая при повторном налете на Сещу, экипаж Георгия Даниловича (воздушным стрелком у него летел комиссар эскадрильи, старший лейтенант Васильев Леонид Илларионович) пропал без вести.
"…звено капитана Корниенко атаковало стоянки самолетов на северо-восточной, а звено младшего лейтенанта Мокина - на юго-западной окраине аэродрома. Когда Ил-2 достигли середины аэродрома, по ним был открыт шквальный огонь малокалиберной зенитной артиллерии и зенитно-пулеметных установок. Экипажам казалось, что на аэродроме стреляло все, что только могло стрелять. Были сбиты и упали в районе аэродрома старший лейтенант Ермаков и младший лейтенант Михайлов из звена капитана Корниенко.На выходе из атаки звено Мокина оторвалось от Корниенко, который после нескольких минут полета изменил курс и пошел на юго-запад почти параллельно линии фронта. Идущие за ним экипажи продолжили полет в прежнем направлении. Не имея передатчика и находясь на большом удалении, ни один из них "вернуть" Корниенко не мог. К тому же на участке маршрута Сеща-Яблонь звено Мокина было атаковано двумя парами Fw190, которые провели по одной атаке. Экипажи отражали атаки в змейке... Впоследствии удалось выяснить, что старший лейтенант Ермаков и младший лейтенант Михайлов попали к партизанам...."
Не сразу удалось найти сведения про Кардаву Елизбара Самсоновича. Его не было среди награжденных в 1942 году, (хотя он был представлен к ордену Боевого Красного Знамени). По-видимому, после тяжелого ранения, он долго лечился и не мог уже летать на штурмовике. После выздоровления воевал командиром звена в 592 отдельной армейской авиаэскадрилье связи.
Год рождения 1912, член ВКП(б), в Красной армии с 1935 года, призван Смоленским РВК города Ленинграда. Участие в Отечественной войне 51 ДВАП, 639 шап (с 24 июня по 28 авг.42г.), затем 592 ОАЭС.
"Товарищ Кардава, будучи на фронтах Отечественной войны показал образцы боевой работы, произвел 29 успешных боевых вылетов на штурмовку - корректировку и разведку войск противника. За время пребывания на фронте товарищ Кардава имеет два ранения, одно пулевое, второе тяжелое, ожог лица и кистей рук второй степени с контузией.
При выполнении последнего боевого задания был подбит зенитной артиллерией противника, в результате чего, самолет ИЛ-2 загорелся в воздухе. Несмотря на тяжелое положение тов. Кардава пытался спасти самолет, и только безвыходность создавшейся обстановки заставляет его покинуть самолет на высоте 70-80м, тем самым показывает его готовность к самопожертвованию во имя нашей Родины.
За время пребывания в 592 ОАЭС, тов. Кардава показал себя одним из дисциплинированных офицеров части. Его звено по учебно-боевой и политической подготовке в течение всего первого полугодия 1945 года находится на первом месте в эскадрилье.
Тов. Кардава является примером для других товарищей, готов всегда поделиться опытом и помочь отстающим. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан, морально устойчив, идеологически выдержан.
Учитывая его боевые заслуги и тяжелые ранения, достоин Правительственной награды - ордена "Отечественная Война 1 степени".
2 августа 1945 г.Командир 592 ОАЭС майор Родионов."
Не совсем ясна судьба сержанта Головкина.
Головкин Алексей Георгиевич 1919 г.р. Москвич, в РККА с 4 июля 1940 года. С 20.06.42 по 15.10.42 воевал в составе 639 шап, но в документах полка и дивизии почти не упоминался. В последующем был награжден Орденом Красной Звезды в составе 946 шап 231 шад (приказ от 16 февр 43г). Орденом Красного Знамени был награжден 2 раза - в сентябре 43 года и в августе 44 года. На тот момент - старший лейтенант, замкомэска 873 шап 231 шад, имел на своем счету 48 боевых вылетов. В последующем, он не упоминается ни в наградных документах, ни в ведомостях безвозвратных потерь. Можно предположить, что был тяжело ранен и больше не мог заниматься летной работой.
Также дожил до Победы бывший сержант Владимир Лазаревич Юрченко. Участник "гиблого" налета на Сещу, 13 сентября 1942 года, заканчивал Войну уже в другом подразделении. Приказом по 4-й Воздушной армии от 12 мая 1945 года, зам комэска 189 гшап, старший лейтенант Юрченко, награжден орденом Боевого Красного Знамени. В дополнению к уже имеющимся ордену Отечественной войны, еще одному Знамени и медали "За Отвагу". Всего за время войны летчик произвел 82 успешных боевых вылета, то есть по стаистике был "убит" более 10 раз. За такое достижение нередко присваивали и звание Героя Советского Союза.
Зеленцов Павел Петрович. Родился в 1911 году, в РККА с 1931 года, кадровый офицер, участник войны с белофиннами 1939-40 г. В Отечественную Войну вступил 22 июня 1941 года, капитаном, в должности командира эскадрильи 606 легко-бомбардировочного полка. "…В октябре-ноябре 41 года призвел 7 ночных боевых вылетов на самолете Р-5. 9.10 - разбомбил колонну танков противника, 13.10 - мост через реку Угра, 6.11 - зажег деревню, занятую противником. Лично организовал ночной ложный старт, который в течение 3 суток упорно бомбился противником, тем самым обеспечил нормальную боевую работу полка. Эскадрилья т.Зеленцова осуществила 115 успешных боевых вылетов, имея 3 боевые потери…". 15.12.41г. награжден Орденом Красного Знамени. До 1.12.42г. находился на Западном фронте, всего за этот период произвел 58 боевых вылетов (часть из них в составе 639 шап). Затем, в 44 году, штурман 277 шад, майор Зеленцов произвел еще 34 вылета. Войну закончил в звании п/полковника, командира 999 шап, 277 шад. Всего за Войну провел 114 боевых вылетов, награжден 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной Войны 1 степени, медалями За Боевые Заслуги, За оборону Москвы, За оборону Ленинграда. Несмотря на внушительное число боевых вылетов, звание Героя он не получил.
Красоткин Василий Иванович. 1908 года рождения, в РККА с 1930 года. Также, как и Зеленцов, в Войне участвовал с самого первого дня. Заместитель комэска 227 легкобомбардировочного полка, совершал вылеты на штурмовку на самолете СУ-2. К сентябрю 1942 года был дважды ранен. После лечения в госпитале, воевал в составе 639 шап. Всего за период с 22.06.41 по 24.06.43г. лично произвел 63 боевых вылета. Трижды представлялся к Правительственным наградам, но "…командующим Юго-Западным Фронтом, маршалом Буденным был подписан наградной материал на Орден Ленина, но отослан на утверждение не был, ввиду того , что фронт находился в окружении…". Первый Орден Красного Знамени, инструктор по технике пилотирования 233 шад, майор Красоткин, получил только в июле 43 года. К февралю 1945 года, командир 839 шап, 260 шад, лично произвел 94 боевых вылета, награжден орденами Красного Знамени - дважды, Красной звезды, Отечественной Войны 1 степени.
Один из лучших летчиков полка Панченко Константин Павлович.
Лейтенант Панченко в 1944году.
Родился в 1919 году, в учительской семье села Широкий Буерак Саратовского района Саратовской области. Перед Войной работал электромонтером на Саратовском Судоремонтном заводе. Окончил аэроклуб тот самый, где через десяток лет вставал на крыло Юрий Гагарин. В 1939 году призван в армию, летное училище окончил в 1940 году. На фронт попал в феврале 1942 года - совершил 5 боевых вылетов на самолетеУ-2, с посадкой на территории противника. После переучивания на ИЛ-2 - в составе 639 шап, с июля по октябрь 1942 года. В наградном листе от 25 апреля 1943 года написано: "… 25 боевых вылетов на самолете ИЛ-2. На боевые задания идет смело, уверенно и с большой охотой. Боевые вылеты товарища Панченко всегда проходят с большой эффективностью. Так например: 30.07.42г. в районе Ржева на самолете ИЛ-2 участвовал в разгроме дивизии СС. Наземным командованием эффективность вылетов была подтверждена. 4.08.42г. в группе из 3-х самолетов три раза летал на уничтожение ж.д. эшелонов противника на участке Сычевка-Касня. Атаковав эшелоны на станции Касня, лично уничтожил до 5 вагонов и 2 зенитные установки. Эффективность подтверждена другими экипажами".
Один из лучших летчиков полка (второй по количеству вылетов, после Раппопорта), тем не менее, не избежал обвинений в трусости. После полетов Константина Павловича беспокоили сильные головные боли, что не удивительно, ведь полет на ИЛ-2 был связан с большой физической нагрузкой. Все это происходило вскоре после выхода знаменитого приказа №227 "Ни шагу назад". Видимо, как реакция на этот приказ, данный случай расследовался политическим руководством полка и дивизии, и несмотря на выдающуюся боевую активность Константина Павловича, он так и не был представлен к награде в составе 639 шап.
Летный состов 565 шап. К.П.Панченко сидит, третий слева. М.Я.Романов в последнем ряду стоит, третий справа.1944 год.
Осенью 1942 года сержант Панченко был переведен в 565 шап, где и закончил Войну. К январю 1945 года, совершивший 115 боевых вылетов, указом от 23 февраля награжден медалью Золотая Звезда. Герой Советского Союза Панченко Константин Павлович, уволился в запас в 1946 году. Жил и работал в Саратове, на том же судоремонтном заводе, умер в 1979 году.
Что же касается самого, полка, век его был недолог. Сформированный, как отдельная часть, он не был "родным" для дивизий, в состав которых включался. Поэтому, его "раскулачивали" на опытных летчиков и авиатехников в пользу "родных" полков, полк путешествовал по разным дивизиям (224 - 211 - 335 - 189 шад). Некоторое время в его составе воевал известный киноактер Гуляев (таксист - милиционер из "Бриллиантовой руки", милиционер из "Приключений Шурика"). По окончании Войны, в 1945 году 639-й штурмовой орденов Суворова и Кутузова авиационный полк 189 штурмовой авиадивизии, был расформирован.
Источники:
1. Исторический формуляр 639-го штурмового авиаполка.
2. Политдонесения 639-го шап.
3. Отчеты о боевых действиях 224 шад за период с 1.05 по 31.12.1942 года.
4. Приказы по личному составу 224 шад.
5. Оперативные сводки штаба 224 шад за период с 21.06 по 30.09.1942 года.
6. Трибунал для "сталинских соколов". - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008
7. 224-я штурмовая. История авиационной дивизии. М.Я.Романов.
8. Штурмовики над Карпатами. М.Я.Романов.
9. ОБД Мемориал, Подвиг народа.
Ссылки по теме:
Информация постоянно обновляется и уточняется.