Крылья Каспийского Монстра
В один из летних дней 1966 года в Пентагоне царила тихая паника. В высоких кабинетах, не менее высокие чины с ужасом рассматривали поступившие из ЦРУ фото и сопроводительные тексты. А на них, по водной глади несся невиданный, огромный летательный аппарат.
Крылья Каспийского Монстра
Чудовище стометровой длинны, с размахом крыльев и пилонов под 40 метров, весящее больше 500 тонн и со скоростью в четыре с половиной сотни километров, поражало воображение. Много споров вызвали таинственные буквы КМ на фюзеляже, и одного из знавшего русский язык офицера вдруг осенило - КАСПИЙСКИЙ МОНСТР. Американцы не знали, что аббревиатура так напугавшая их, означало всего на всего Корабль-Макет. Но главная нервотрепка в этих кабинетах, была еще впереди.
Крылья Каспийского Монстра
Проект КМ 903 был детищем талантливейшего советского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева. Ростислав Алексеев, превзошел и обогнал свое время. Вы все наверняка видели Ракеты и Кометы, я имею ввиду пассажирские суда на подводных крылях...
Крылья Каспийского Монстра
Так в СССР эти системы начали разрабатывать еще в 40х годах прошлого века. В 1942 году, по личному указанию Сталина, начались работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях. Руководил ими двадцативосьмилетний конструктор Алексеев. Катера не успели принять участие в войне, но идеи Алексеева получили материальное воплощение и работе был дан зеленый свет.
В 1951 году Алексеев и его помощники были удостоены Сталинской премии, а далее коллектив начинает работу над серией пассажирских судов на подводных крыльях: "Ракета" дебютировала на Москве-реке в 1958 году, в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов, поразив всех кто ее увидел. А потом пошел каскад новых проектов, каждый из которых был совершеннее предыдущего - "Волга", "Метеор", "Комета", "Спутник", "Буревестник", "Восход". В 1961 году коллектив Алексеева получил Ленинскую премию. Что бы про Сталина не говорили, а кадры он иногда подбирать умел. Отмечал и выдвигал талантливых изобретателей, а топменеджеров определял на годность весьма просто. Давал невыполнимое задание и смотрел что получится. Выполнил, полу должность и орден, не выполнил, значит сами понимаете. Яркий пример Устинов и Косыгин. Они сделали вообще невозможное, эвакуация и запуск с колес сотен объектов ВПК...
Крылья Каспийского Монстра
А в 1962 году, началась разработка поистине революционных военных проектов - Экраноплана КМ.
22 июля 1966 года, самый большой в мире летательный аппарат, был спущен на воду... Следующим этапом было создание на базе КМ, ударного экраноплана-ракетоносца проекта 903 "Лунь". Казалось что сейчас и начнется большая работа, но Ростислав Евгеньевич, был гениальным конструктором, а не чиновником. Он не умел кланяться и если видел глупость и некомпетентность начальства, не мог скрывать своих эмоций.
Поэтому приоритетность финансирования, его работы потеряли. В ВПК начинались новые времена и новые правила. Стали нужны не талантливые, а верные.
Крылья Каспийского Монстра
К работе над "Лунем" коллектив Алексеева приступил в середине семидесятых. А 9 февраля 1980, сердце Ростислава Евгеньевича Алексеева, остановилось. Без него работы по проекту велись уже не так эффективно, а первый полет боевого экраноплана, состоялся только в 1985 году. Это было чудо военной техники...
Мореходность "Луня" на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов. Вооружение - шесть пусковых контейнеров с противокорабельными ракетами (ПКР) ЗМ-80 "Москит" разработки ОКБ А. Я. Березняка, с боеголовкой в 300 кг. И дальностью стрельбы 120 км. Силовая установка состояла из восьми двигателей НК-87 с тягой по 13000 кг. Скорость боевой машины, достигала 500 км/час.
Крылья Каспийского Монстра
В 1987 году первый экраноплан-ракетоносец "Лунь", достроен и поступил на испытания, и даже провел боевые стрельбы но дальше этого дело не пошло. В Пентагоне опять запаниковали. Их спецы сразу просчитали, что есть "Лунь" для данного ТВД. Впрочем посудите сами. Протяженность Каспийского моря с севера на юг 1200 километров, с запада на восток - от 195 до 435 километров, то есть "Луню" нужно меньше часа, чтобы из места базирования, выйти на эффективную стартовую позицию, против потенциального противника.
А будь сейчас на Каспии, хотя бы эскадрилья этих боевых машин, старые и новые соседи вели бы себя потише. Меняются времена и люди, но не меняется только одно. Пушки, до сих пор остались последним доводом королей. И есть данные, что Лунь приказано снова вернуть в строй.
Крылья Каспийского Монстра
Ссылки по теме: