Как бывший рыболовный траулер противостоял в бою трем эсминцам?
10 августа 1941 года в Заполярье в неравном бою сошлись сторожевой корабль «Туман» и три немецких эсминца. Экипаж сторожевика предпочел погибнуть в бою, но не спустил перед противником Военно-морской флаг.
Интересна судьба корабля, повторившего в бою подвиг легендарного «Варяга». В 1931 году на судоверфи в Данциге был построен рыболовный траулер, получивший скромное имя «Лебедка». В составе Мурманского тралового флота в предвоенные годы он ловил рыбу в северных морях. Ни что не предвещало ему военной судьбы. Но в период советско-финляндской войны траулер передали в РККФ, немного дооборудовали и стали использовать для дозорной службы, конвоирования транспортов, связи. Война закончилась, но корабль так и остался в составе Северного флота.
Как бывший рыболовный траулер противостоял в бою трем эсминцам?
В начале 1941 года бывший траулер прошел модернизацию. На нем появились носовая и кормовая 45-миллиметровые пушки, два пулемета, аппаратура для постановки дымовой завесы и приспособления для сбрасывания глубинных бомб. Корабль был переведен в класс сторожевиков и получил имя «Туман». Командиром нового сторожевика назначили старшего лейтенанта Льва Александровича Шестакова. 26 июня 1941 года на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг.
Уже в первые дни Великой Отечественной войны «Туман» отправился нести дозорную службу на входе в Кольский залив. Для корабля снова началась боевая работа. Он сопровождал транспорты, перевозил военные грузы и вывозил беженцев. Вскоре ему пришлось побывать в бою. Предстояло высадить десантную группу прямо на причал занятого фашистами берега, чтобы та уничтожила оставшийся там при отступлении ценный груз. Под огнем противника «Туман» прорвался на рейд и задание выполнил. А вечером этого же дня снова отправился высаживать десант, но уже на восточный берег реки Западная Лица.
В свой последний боевой поход «Туман» вышел 4 августа 1941 года, когда оправился на дозорную служду у входа в Кольский залив. Задача перед кораблем стояла ответственная. Фашисты всеми имеющимися у них в Заполярье силами стремились пресечь наши морские перевозки, для чего использовали авиацию, подводные лодки и эскадренные миноносцы. Их и должен был обнаруживать «Туман», своевременно передавая информацию о противнике на базу для привлечения к борьбе с ними береговых батарей, авиации и крупных кораблей.
Несколько раз «Туман» обнаруживал вражеские подводные лодки и атаковал их глубинными бомбами. Но отсутствие на корабле акустического оборудования делало эти атаки малоэффективными, хотя свою роль они сыграли – подлодки вынуждены были уйти севернее. Несколько раз кораблю пришлось вступать в бой с вражескими самолетами.
В 4 часа 25 минут 10 августа «Туман» обнаружил на расстоянии 55 кабельтов три эсминца противника, это были «Ханс Лоди», «Рихард Байтцен» и «Фридрих Экольд». О кораблях тут же сообщили на базу, а «Туман» попытался, увеличив ход, подойти ближе к своим береговым батареям. На эсминцах тоже увидели одинокий небольшой корабль, и пошли на сближение. Естественно, что уйти от эсминцев бывший траулер просто не в состоянии, слишком уж большая разница в скорости. Вскоре эсминцы сократили дистанцию до 25 кабельтов и открыли огонь из орудий. Уже первым залпом на «Тумане» была сбита радиоантенна. Корабль поставил дымовую завесу, но особой помощи она ему уже оказать не могла. Снаряды противника стали рваться на палубе «Тумана», взрывной волной сбросило за борт кормовое орудие, начался пожар. Отбиваться от противника пришлось только носовым орудием. В реальности корабль был беззащитен, так как нанести заметный урон эсминцу 45-миллиметровой пушкой, противостоящей 130-миллиметровым орудиям, практически невозможно.
Вскоре на «Тумане» был перебит штуртрос рулевого управления, разбиты мостик и рулевая рубка, снесена дымовая труба. Корабль превратился в мишень, но продолжал огрызаться выстрелами из пушки, а оставшиеся в живых члены экипажа продолжали борьбу за живучесть корабля. Вместо погибших командира Л.А. Шестакова и комиссара П.Н. Стрельника командование кораблем принял на себя лейтенант Л.А. Рыбаков. Рулевой Константин Семенов смог частично починить рулевое управление, и у корабля появилась возможность немного маневрировать. Снарядом был сбит Военно-морской флаг, но его тут же снова закрепили на мачте. Экипаж «Тумана» не собирался сдаваться, хотя и понимал, что корабль обречен.
Если бы бой при подобных обстоятельствах произошел несколько месяцев спустя, возможно, его результат был бы другим. В этот же раз сказалась неразбериха и несогласованность, свойственные не только Красной армии, но и флоту в начальный период войны. «Туман» своевременно сообщил на базу о подходе немецких эсминцев, а бой вел в зоне досягаемости огня береговых батарей. Но пока береговое командование и артиллеристы проводили согласования, уточняли координаты и т.п., эсминцы орудийными залпами успели нанести кораблю такие повреждения, что он чудом продолжал держаться на плаву.
Как бывший рыболовный траулер противостоял в бою трем эсминцам?
Когда береговые батареи дали первый залп, эсминцы сразу же отступили. Но спасти «Туман» уже не было возможности. Экипаж успел спустить уцелевшие шлюпки и перенести в них раненых. В 5 часов 50 минут корабль затонул. Из 52 человек экипажа в живых осталось только 37.
Рейд не прошел безнаказанно для немецких эсминцев. В погоню за ними отправили бомбардировщики, им удалось серьезно повредить эсминец «Рихард Байтцен», который, хоть и дотянул до базы, вынужден был встать на длительный доковый ремонт.
Современные военные моряки чтят память о мужестве экипажа сторожевого корабля «Туман». Когда боевые корабли ВМС России проходят мимо места гибели «Тумана», всегда приспускают флаг, а 10 августа опускают на воду венки, отдавая почести мужеству своих предшественников.
Материалы по теме: