В поисках короткой дороги
Есть ли дорога между Киевским шоссе и Калужским шоссе в районе Наро-Фоминска?
Идея была проверить возможность проезда в зимнее время от Каменского в Наро-Фоминском районе на Калужку в районе Бухловка-Папино и можно ли пересечь окружную железную дорогу в районе станции "252-й километр".
Зачем - во-первых из чисто краеведческого интереса, во-вторых - всякое в жизни может случится и пригодится. Кроме того, в этом районе много различных достопримечательностей, о которых мы слышали, но не видели.
Да, и дорога нам нужна для нормальной автомашины, в крайнем случае, для стандартного внедорожника. Чаще всего проблема заключается в том, что многие подмосковные поля и проселки перегорожены дачными участками. Проезд мимо них и сквозь них всегда проблематичен, несмотря на то, что по не очень старым картам дорога там была. Вот все это мы и проверим, ну и по сторонам посмотрим.
Итак, выдвигаемся с утра по Киевке. Немного о слов о Киевке, если кто давно не ездил. До Крекшинской развязки трасса имеет 4 полосы в каждую сторону, после развязки начинается стройка и кол-во рядов постоянно меняется по ситуации. После Селятино (перекресток со второй бетонкой) трасса осталась практически в первозданном виде. Только в некоторых местах установили(и продолжают устанавливать) разделяющий отбойник и освещение.
Едем мы ранним мартовским утром, температура минус 5 градусов. Погода конечно не весенняя, но может оно и к лучшему - легкий морозец позволит нам передвигаться по еще заснеженным подмосковным проселкам.
Обратите внимание, справа, на Внуковском повороте, можно увидеть на постаменте одну из легенд советской авиации - лайнер Ту-104. На памятной доске - надпись: "Реактивный первенец Аэрофлота. Создан коллективом авиаконструкторов под руководством академика А.Н. Туполева. 15 сентября 1956 г. Аэрофлот впервые в мире начал регулярные массовые перевозки пассажиров на реактивном самолете". Так же перечислены имена первых летчиков, освоивших самолет.
Легенда Аэрофлота - Ту-104.
Самолет был сделан на базе бомбардировщика Ту-16 и первым открыл реактивную авиацию для гражданских перевозок. На фоне повального демонтажа подобных памятников советского времени этот самолет становится уникальным: уничтожен Ту-114 в Домодедово, чтобы спасти Ту-144 деньги собирал весь город Жуковский, на ВДНХ уничтожили ТУ-154 и готовятся разобрать Гагаринский Восток. Зачем это делается?? Вероятно потому, что загнивающий капитализм по своему техническому развитию не идет ни в какое сравнение с развитым социализмом то делает все возможное, чтобы это превосходство скрыть ...;)
Но не будем о грустном, мы отправляемся в наше путешествие как раз чтобы отдохнуть от таких высоких материй ;)
Проезжаем Апрелевку, по всему видно, что здесь дорогу к лету запустят по всем полосам. Мост, который, наверное, избавит нас от светофора, уже на 3/4 готов. На светофоре в весеннее воскресенье всего десяток машин. Нужно отметить, что новая развязка избавит жителей Апрелевки от постоянного источника адреналина, а именно выскакивания на красный свет под проезжающие фуры. Значит, они этот адреналин будут получать где-то в другом месте. ;) Вопрос - где?
От адреналина будут избавлены и апрелевские пешеходы - через Киевку планируется 3 перехода. Может они и прекратят перебегать дорогу, испытывая наши тормоза. Хотя.. кто знает...
Перекресток с первой бетонкой (А-107) в Селятино перенесли немного дальше. Гаишники лишились своего теплого поста, теперь у них только Газель для оформления всяких документов. Кстати, там, на светофоре повесили знаки движения по полосам и гаишники стали за этим как-то уж пристально следить. При нас стреножили Газель...
За перекрестком вот уже в который раз смотрим на легендарный ресторан Дубрава (На карте) и удивляемся как небольшое, в общем то, здание превратили в громадный дворец в "Чародеях".
Кстати, через 50 метров правый поворот к магазину "Охотник", весьма известному, потому как в нем можно найти дефицитные ружбайки.
В Селятино сделали пешеходный переход в этом опасном месте, но поворот остался, и аварии продолжаются. Только без участия пешеходов (хотя некоторым подниматься лень - будьте осторожны!).
В Рассудово левый поворот на Кузнецово, где в 1941 году находился штаб легендарной 33-й армии, с которой мы сегодня еще должны встретиться. Эта армия как раз защищала полосу между Киевским и Калужским шоссе. Это та самая армия, которая в 1942 году полностью пропала под Вязьмой.
Первая остановка.
Всегда было интересно, что за памятник находится с правой стороны шоссе, после поворота на Бекасово (48 км от МКАД, 67 километр шоссе). Оказалось, что мемориал посвящен "Сыну Болгарского народа, сержанту Совесткой армии Огняну Найдов-Железову. " Кто это и чем знаменит - узнать не удалось.
Мемориал сержанту Совесткой армии Огняну Найдов-Железову.
Мемориал Сыну Болгарского народа, сержанту Совесткой армии Огняну Найдов-Железову.
Въезжаем в Наро-Фоминск. Сразу после светофора - левый поворот на Могутово, куда мы тоже хотим заехать. Но сначала - в Каменское. Поворот налево у поста ГАИ. Кстати, перед постом висят камеры с обеих сторон - не забываем что мы в городе!
Движемся по левому берегу Нары, правый весьма крутой высится за полями. В 1941 году именно на этом рубеже были остановлены фашистские войска. В этих местах достаточно много памятников 33-й армии, которая собственно и стояла насмерть на этом рубеже. Фашисты дальше не прошли, за исключением двух прорывов. Один - из Каменки до станции Могутово, с желанием выйти на Киевку у Кузнецово. Второй - с другой стороны шоссе, практически до Селятино. Ликвидация этой серьезной опасности была одной из первых побед под Москвой.
Памятник 33-й армии.
Кому вот этот монумент, понять не далось
Памятная композиция.
Как не странно, на этой дороге есть заправка, 92-й бензин - 17.40. Прямо перед въездом в Атепцево. Атепцево достаточно большой населенный пункт, есть какой-то завод и недавно построенная церковь.
Церковь в Атепцево.
В Атепцево есть левый поворот на Молодежное, оборонное ЗАТО. Там занимаются чем-то радиоэлектронным. Эти фигурные вырубки в лесах - на их совести ;) (На карте) Наверное, поэтому в Атпепцево находится завод электроизоляционных материалов - Элинар.
На выезде из Атепцево находится братская могила (На карте). В основном здесь похоронены солдаты дивизии Народного Ополчения Куйбышеского района Москвы.
Братская могила.
За Атепцево, на берегу Нары, прямо на обочине под дорогой есть популярный родник. (На карте)
Нара в районе Атепцево.
Дорога по берегу Нары.
Въезжаем в Каменское. 12 километров от Наро-Фоминска. Есть дома даже в 5 этажей.
На лицах местных жителей - хмурое воскресное утро. На центральной площади бойкая торговля цветами, больше похожими на венки. Зилок на улице работает рекламным щитом.
Рекламный ЗИЛ.
Подъезжаем к Никольской Церкви. (На карте).
Церковь эта знаменита своим возрастом. По последним исследованием этот белокаменный храм был возведен в начале 14 века. Само село Каменское впервые упоминается в летописях с 1325 года, и служило весьма значительным опорным пунктом на юго-западной границе Московского княжества.
Храм пострадал и от Польского нашествия, и во время Великой Отечественной войны (служил ДОТом вероятно). Но при этом прекрасно сохранился. Уникален он тем, что это практически самая ранняя каменная постройка Подмосковья. И кстати, это памятник истории и архитектуры совершенно незаслуженно забыт. Всегда считалось, что "самая ранняя" это Церковь Успения Богородицы на Звенигородском Городке (На карте).
Особенно поражает внутренне убранство - возникает ощущение, что вернулся на 700 лет назад.
Никольский Храм в Каменском.
Звонница Никольского Храма.
Памятная табличка на стене Храма.
Звонница с часовней.
Главка Храма.
Покидаем Каменское, и проехав немного поворачиваем налево на Мачихино, в надежде доехать до Могутово. Дорога начинается экзотично - абсолютно ледяная колея, которая в лесу сменяется симпатичной дорожкой. Пара белок перебегает дорогу.
Дорога на Мачихино.
Мачихино, как населенный пункт тяжело опознать. Это скорее конгломерат дачных товариществ. Наша дорога упирается в ворота очередного СНТ. На всякий случай делаем круг по его территории.
И на обратной дороге упираемся в закрытые на замок ворота. Ни фига себе, когда это они успели... Ворота ломать не стали, поскольку при детальном рассмотрении толстенная ржавая цепь с пудовым замком просто вешается на крючок. ;)
Особо прочные дачные ворота.
В общем, вывод - асфальта с Мачихино на Могутово нет. Кстати, не факт что подо льдом дороги есть асфальт и на Мачихино ;) Короче - карты врут. Но грунтовка там вероятно есть, зимой не езженная, но просека в лесу в том направлении видна. Правда чтобы выехать на нее придется поплутать среди дач. Были бы тут дачники в 41м - немцы и не пытались бы прорваться к окружной железной дороге ;)
Возвращаемся на основную дорогу и продолжаем движение на Зинаевку. Вдоль дороги постоянно встречаются захоронения солдат, погибших в Великую Отечественную. Всего 70 километров от Москвы, а свежие братские могилы продолжают появляться.
Братская могила в Плаксино.
Кстати говоря, впечатление такое, что находишься не рядом с Москвой, в достаточно глубокой провинции. И дороги, и дома, и природа - по всему видно, что до сюда не докатилась волна "обновления региона". Взгляды местных жителей на проезжающие автомобили весьма любопытны - как будто тут никто и не ездит. Иногда, даже пропадает билайновская связь. Вероятно, причиной этого является некоторая изолированность района - проехать по асфальту можно только от Наро-фоминска. Леса и окружная железная дорога преградили путь коттеджестроителям.
Коровы ушли искать лучшую жизнь.
Поворачиваем в сторону деревни Дятлово (На карте) в надежде найти грунтовку, ведущую на Калужское шоссе (через Инино). Грунтовку находим, но, к сожалению, тракторная колея не позволяет двигаться дальше. Вероятно, летом мы бы смогли проехать, но сейчас - увы... А так, направление дороги внушает оптимизм, вероятно, это вполне нужное нам направление.
Возвращаемся на дорогу и доезжаем до Никольской церкви (На карте) рядом с деревней Собакино. Но почему-то храм относится к деревне Новоселки...
Церковь совсем недавно начали восстанавливать, до этого она лежала в руинах. Несмотря на то, что окрестное кладбище при этом использовалось довольно интенсивно... Церковь в настоящий момент действующая, службы проходят по субботам.
Расписание служб (правда только на март). Звоните Батюшке.
Никольский Храм.
Храм охраняется чрезвычайно добродушными собакой и кошкой. Собака, вероятно соскучившись по людскому обществу, зацеловала и зализала гостей, кошка приветственно мяукала.
Сторожевая кошка.
Кстати, в поле, за церковью находится симпатичный прудик (На карте), где летом можно искупаться(говорят...).
В Зинаевке нас поджидает неудача. Хотя, в противоположность гугловскому снимку здесь уже асфальт, на станцию "252 км" дороги нет. Вернее есть, съезд с асфальта мы нашли, но дальше она скрывается под снегом. Дорогу на Калужку здесь искать не будем, и поворачиваем назад, в сторону Каменского.
Не доезжая до Каменского поворачиваем налево, в сторону деревни Романово. Опять сплошные дачные ворота и заборы... И! Оставляя Романово справа, по проторенной тракторами колее сворачиваем в поле и движемся на юго-восток в сторону Калужского шоссе.
Дорога Романово - Никольские дворы.
Дорога вполне сносная, если не обращать внимания на грохот подмерзшего снега под днищем автомобиля. Пока вроде ничего не отрывается. Полями-перелесками дорога выходит в деревне Никольские дворы. Ну а дальше уже асфальт до Калужки.
Ну что сказать - вероятно, все зависит от погоды, но если раз в неделю хороший трактор примнет снег, то любой внедорожник проехать сможет. Ну а недопривод - это уже по погоде... Судя по всему и в летнее время не будет затруднений - через пару канав проложены мостики, низин особых на пути нет.
Очередное напоминание о событиях 41 года - братская могила десантников 5-го воздушно-десантного корпуса (На карте).
Братская могила десантников 5-го воздушно-десантного корпуса.
В деревне Чубарово выезжаем на Калужку и движемся в сторону Москвы. И встречаемся с Десантниками еще раз (На карте).
Братская могила десантников 5-го воздушно-десантного корпуса в Папино.
После Папино останавливаемся перекурить на старом мосту через Нару. Отсюда хороша видна долина Нары и роща, в которой скрывается наш следующий объект - водопад Радужный.
Вид на новый мост у Папино и рощу, в которой водопад.
Под мостом был обнаружен рыбак - видать не вся рыба ушла на зимовку на дальний кордон ;) и можно порыбачить.
Рыбак под старым мостом через Нару.
Проезжаем новый мост и у братской могилы (На карте) поворачиваем налево и через 50 метров сворачиваем налево в поле.
Почему на братской могиле ракета - непонятно...
Братская могила Калужском шоссе у Нары.
Дорожка так себе, колея в снегу глубокая. Видно, что кто-то тут уже терпел бедствие - в изобилии в колее накиданы ветки бревна. Мы остановились на краю рощи в этом месте. Водопад обнаружился немного не там, где его показывают на картах - мы постарались передать координаты точнее - На карте. Расположен он почти у берега Нары, снизу достаточно большая площадка.
Рассказывать тут нечего, надо смотреть. Только будьте осторожны - спуск к реке весьма крутой, зимой можно и не остановится. Летом, вероятно, вся тропинка покрыта намокшей глиной. Да, и! ... мусора вокруг - немеряно. Так что не добавляйте!
И кстати водопад там не один - по берегу достаточно много более мелких родничков-водопадиков. Не стоит останавливаться у Радужного, прогуляйтесь по берегу.
Едем в сторону Москвы. В деревне Каменское (рядом с магазином "Товары повседневного спроса") сворачиваем налево, и едем по афсальту, все время по главной. На большой развилке поворачиваем направо. Перед въездом в уже изрядно доставшие нас дачные участки - парковочка и указатель. Далее по дорожке через березнячок примерно 200 метров. На карте
Место гибели Героя Советского Союза Виктора Талалихина. Он погиб на этом месте 27 октября 1941 года. Его эскадрилья прикрывала советские войска у деревни Каменка. В последнем бою он уничтожил 2 мессершмитта, но был сбит в неравной схватке. Звание Героя Виктор Талалихин получил за первый в истории Отечественной войны ночной таран. Если Вам интересен его жизненный путь - по ссылке из объекта есть вся информация. Место тарана на карте.
Место гибели Виктора Талалихина.
Все, пора возвращаться. Двигаемся в сторону Москвы. Не доезжая деревни Кресты есть левый поворот, он ведет к Пионерскому лагерю(?) рядом с деревней Зинаевка(выезда из кторой мы не нашли). Можно ли так проехать в саму Зинаевку - выясним в следующий раз.
В Крестах как обычно стоят гаишники - ловят на скорость. И еще они взяли моду курсировать по трассе в этих местах и ловить за сплошную сходу. А Кресты наверное называются крестами из-за того, что раньше здесь был перекресток Варшавского и Калужского шоссе. Планировка деревни как раз в виде буквы Х.
После Крестов сворачиваем на Калужское шоссе. Покупаем на рынке домашней колбаски и мяса в запас и неспешно двигаемся в сторону дома.
По дороге, в Вороново, мы свернули направо чтобы посмотреть на некую достопримечательность - Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Свитино (На карте). На самом деле церковью это назвать трудно, оказывается, что осталась всего-навсего обезглавленная колокольня. А было очень монументальное сооружение.
По дороге видим, что Вороновский парк основательно загородили, охрана на каждом шагу. Наверное, здесь уже и не погуляешь. Вокруг все застроено коттеджами, бродят таджики - а буквально в 10 километрах за лесом - полное спокойствие, уют и жизнь абсолютно деревенская.
Ну что же, все течет, все меняется.
И мы движемся в Москву. Дорога двухполосная, обгоны редко где разрешены, так что спокойно, не напрягаясь закуриваем сигареточку и смотрим по сторонам ;) Желающие вернуться по Киевскому шоссе могут свернуть в Троицке налево и выехать на Киевку на "Крекшинской" развязке.
Грузик рыночный, обыкновенный.
Такая вот получилась поездка. На один день ненапряжных приключений - вполне. А летом, наверное, гораздо приятнее. Бездорожья нет, дороги... как обычно ;), природа шепчет. В общем, можно рекомендовать!
Комментарии принимаются с благодарностью!
Немного статистики.
Карта с нанесенным треком.
Наше средство передвижения.
Треки маршрута
Скачать трек маршрута в формате .plt (OziExplorer)
Скачать трек маршрута в формате .kml (Google Earth)
Скачать трек маршрута в формате .gpx (IGo и т.д.)
==========
При наличии времени к этому маршруту можно еще присоединить участок Старой Калужской дороги от Кузовлево до Тарутино - на карте.
Но, не забывайте о бродике на этой дороге!
Или посетите заброшенный бункер - на карте.