На Северо-Западе тема советско-финской (Зимней) войны достаточно близка. Поэтому 2 декабря 2012 года близ рощи Фигурная (полигон Каменка) прошла реконструкция событий Зимней войны, которая началась в последний день осени 1939 года.
Десант в районе Григорьевки был первым крупным тактическим десантом Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны. Его успех был обеспечен тщательной разведкой и внезапностью операции.
]]>
Новости
12.04.2015
Поисковики «Долины» нашли место гибели легендарного советского летчика Валериана Столярова
В рамках подготовки к проведению международного поисково-мемориального форума «Победа навсегда», который пройдет в Новгородской области с 25 апреля по 8 мая текущего года, поисковый отряд экспедиции «Долина» продолжает обследование мест падения самолетов времен Великой Отечественной войны в окрестностях п. Кневицы Демянского района.
Уже обследованы места падения 12-ти боевых машин, 8 из которых были ранее найдены местным поисковым отрядом «Красная гвоздика», но установление экипажей и поиск родственников погибших летчиков не проводились из-за отсутствия на то время технических возможностей.
На вновь найденных местах падения 4-х боевых самолетов поисковики продолжают проверку: в местах гибели двух самолетов уже обнаружены фрагменты останков экипажей.
Одним из найденных самолетов оказался бомбардировщик Ту-2. Самолет сильно разбит, горел. К разрушениям обшивки планера приложили руки и собиратели металлолома. Глубоких воронок на месте падения нет, самолёт ударился в небольшой холм на берегу лесной речки .
Почти сразу поисковики обнаружили фрагменты останков экипажа. Дальнейшие эксгумационные работы были прекращены до проведения специальной экспедиции.
На обломке одного из двух двигателей был прочитан его номер - 6511257. Благодаря архивной работе проведенной исследователями истории авиации Ильей Прокофьевым и Борисом Давыдовым установлено, что Ту-2 №100707 с моторами 6511257 и 6511334 был сбит истребительной авиацией противника 14 марта 1943 года. Экипаж: гвардии майор, заместитель командира полка Столяров Валериан Федорович, штурман Хабеев Алим Султанович, воздушный стрелок-радист гвардии сержант Башук Марк Моисеевич и воздушный стрелок-радист гвардии старшина Бочков Николай Иванович. Летнаб Хабеев вернулся в расположение части, остальные члены экипажа погибли.
Экипаж самолета воевал в составе 47-го (ранее – 2-го) гвардейского авиационного полка дальней разведки Главного Командования Красной Армии. Новый номер и звание «гвардейский» полку было присвоено 8 февраля 1943 года приказом НКО. А 17 февраля 1943 года на аэродроме Монино в торжественной обстановке представитель Ставки ВГК генерал-майор Машнин и начальник Разведуправления ВВС КА генерал Грендаль вручили командиру полка подполковнику Тюрину гвардейское знамя.
Подробная история полка доступна в открытых источниках. Ей посвящены мемуарные и публицистические труды. Вот как в одном их них описывается гибель экипажа дальнего разведчика.
"...Когда Столяров прилетел к нам на Северо-Западный фронт, шли упорные бои по ликвидации Демянского мешка. Воздушные разведчики получили приказ ежедневно фотографировать оборонительные рубежи окруженных фашистов.
Для перехвата русских разведчиков гитлеровское командование бросило в район боев новые истребители "Фокке-Вульф-190". "Пешки" уступали "фоккерам" в скорости, и мы несли большие потери. Столярову, как одному из первых летчиков, освоивших скоростной Ту-2, предстояло сфотографировать передний край обороны противника под Старой Руссой. Район прикрывался плотным огнем зениток и истребителей, базировавшихся на двух соседних аэродромах.
Мастер воздушной разведки сумел появиться неожиданно над целью. Столяров передал радиограмму: "Задание выполнил. Машина в порядке". На аэродроме Выползово поджидали возвращения майора. По времени полета нам казалось, что ему ничто не угрожает, так как самолет должен был лететь уже над своей территорией. Но разведчик не вернулся. Спустя два дня в гарнизон доставили штурмана Хабеева, который вылетел вместе со Столяровым. Он рассказал, что произошло.
На разведчиков напала шестерка новых фашистских истребителей. Завязался неравный бой. Фашистам удалось поджечь Ту-2. Столяров приказал экипажу покинуть горящую машину, а сам попытался сбить пламя и приземлиться. Бой произошел над линией фронта. Летчик успел перетянуть горящий самолет на свою территорию. Хабеев выпрыгнул, его подобрали наши саперы. А Столяров и два стрелка-радиста погибли вместе с самолетом. Так трагически оборвалась жизнь замечательного летчика и человека..."
В.Ф. Столяров пришел в авиацию в 1930 году, став курсантом 7-й школы летчиков в Сталинграде, затем окончил 1-ю военную школу пилотов в Севастополе.
С 1934 году проходил службу в должностях командира звена, летчика-инструктора, помощника командира эскадрильи. В 1939 году принимал участие в освободительном походе в Западной Украине и Западной Белоруссии.
В советско-финскую войну, будучи инструктором по технике пилотирования 48-го скоростного бомбардировочного авиаполка, Столяров выполнил 45 боевых вылетов и был награжден орденом Боевого Красного Знамени. После окончания финской войны был назначен на должность инструктора по технике пилотирования 17-й авиадивизии Киевского военного округа. В начале Великой Отечественной войны Столяров командовал вновь сформированным скоростным бомбардировочным авиаполком, лично выполнив 19 боевых вылетов. 1
4 января 1942 года получил назначении на должность сначала инструктора по технике пилотирования, а потом заместителя командира 2-го АПДР ГК КА. В 1941 году был награжден вторым орденом Боевого Красного Знамени, а в 1942-ом - орденом Ленина.
20 июля 1943 года за мужество, отвагу и героизм при выполнении боевых заданий гвардии майор В.Ф. Столяров был награжден орденом Отечественной войны I степени (посмертно) и был пожизненно занесен в книгу героев части.
Поисковики установили, что в составе ВВС РФ действует 47-й гвардейский Борисовский Померанский дважды Краснознаменный Ордена Суворова III степени разведывательный авиационный полк. В конце 2014 года Президент России и Верховный главнокомандующий В.В. Путин подписал Указ о восстановлении воинской части Военно-воздушных сил Российской Федерации в поселке Шаталово Починковского района Смоленской области. Поисковики «Долины» уже связались с офицерами полка и известили их о своей находке.
Публикация графических материалов, содержащих нацистскую или фашистскую символику не является пропагандой идей нацизма или фашизма и производится только с историческими, научными, информационными, просветительскими целями, а также способствует формированию негативного отношения к идеологии нацизма и не используется для оправдания преступлений фашистской Германии.
Первая часть снимков из музея Казанского авиационного промышленного объединения (КАПО) им. С.П. Горбунова. Речь пойдёт о ранних этапах истории завода - от начала "Казанского авиостроя" и вплоть до эпической истории с дальним бомбардировщиком Ту-4
Музей находится в Санкт-Петербурге, в Иоанновском равеллине Петропавловской крепости. В 30-е годы прошлого века здесь располагалась азодинамическая лаборатория, разработавшая первые в СССР жидкостные ракетные двигатели.
457-й отдельный инженерно-саперный батальон подчиняется напрямую командованию Восточного военного округа. Действия личного состава батальона на учебном поле у п. Большая Тура Карымского района Забайкальского края.
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.pomnivoinu.ru/ обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и с точкой зрения авторов комментариев. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.