Севастопольская 393-ая авиационная база в Кореновске. Здесь полк дислоцируется с 1992 года. Участвовал в осетино-ингушском конфликте, первой и второй чеченских кампаниях, миротворческих миссиях в Абхазии и Африке, августовском принуждении Грузии к миру.
В Крыму, недалеко от Севастополя, в поселке Кача несут службу самолеты-амфибии Бе-12, военно-транспортные самолеты АН-26... Несмотря на то, что многим самолетам уже почти по 40 лет, они ежедневно готовы выполнить боевые задачи на Черном море.
В канун празднования Дня Победы особый интерес у всех нас вызвала заметка Валерия Цветкова «Единственный в мире». В ней рассказывается об истории возникновения в Козельске трёх памятников...
]]>
Новости
23.07.2014
В Чехии установлено имя погибшего лётчика-истребителя
27 апреля 1945 года гвардии лейтенант Василий Алексеевич Сташконе вернулся с боевого задания по сопровождению бомбардировщиков.
Но ещё совсем недавно имя отважного пилота, чей Як упал на окраине чешского города Климковице, было неизвестно...
Предлагаем вашему вниманию статью Алеша Зедника, почётного консула России в Остраве.
Имя героя
Гвардейский лейтенант Василий Алексеевич Сташко, пилот истребителя Як-9, 27 апреля 1945 года не вернулся после боевого полёта и был записан как пропавший без вести.
Приближающийся юбилей – 70-летие освобождения Чехии от фашистов – способствовал тому, чтобы события тех времён были восстановлены.
В 2013 году в городе Климковице (5 километров от Остравы) были обнаружены части самолёта времён Второй Мировой войны. Члены клуба военной истории определили, что речь идёт о советском истребителе Як-9.
Жители вспомнили, что на памятнике погибшим воинам в центре Климковиц написано, что при освобождении города здесь погиб неизвестный пилот, и власти города захотели поставить ему памятник на месте обнаружения обломков к грядущей годовщине.
В конце февраля 2014 года меня позвали на встречу на это место, на которую также пришли три климковицких старожила. Они начали вспоминать, как 27 апреля 1945 года над городом пролетал ряд бомбардировщиков, сопровождаемых истребителями.
Немецкая противовоздушная оборона открыла яростную пальбу, и они, мальчишки, наблюдали, как один из истребителей был сбит. По их словам, пилот старался повернуть машину назад к базе, но машина уже была неуправляема, и рухнула в лесок неподалёку от главной дороги.
Когда ребята прибежали туда, то увидели, что самолёт врезался глубоко в землю, и его обломки ещё горят. В течение нескольких минут подоспели немецкие солдаты, и, увидев, что обломки нельзя легко вытащить, забросали яму землёй, чтобы потушить пламя.
Климковице были освобождены Красной Армией спустя три дня – 30 апреля 1945 года. Через несколько дней местным жителям удалось вытащить обломки. Дети наблюдали, как из земли извлекли кабину самолёта с мёртвым пилотом, которому вырыли могилу на несколько метров дальше. Старожилы отчётливо помнят, как один из взрослых взял себе «на память» пистолет пилота и его личные документы.
Мало кто умел читать кириллицу, но дети расслышали, как кто-то из взрослых пытался прочитать имя на военном билете, которое звучало как «Сташков», «Сташов» или «Сташев», и звание лейтенанта. На могилу пилота водрузили только красную звезду, и если кто-нибудь и написал на ней настоящее имя карандашом, то надпись через год исчезла.
В 1946 году была проведена эксгумация всех павших со всех могил, и павшие из Климковиц были похоронены на военном кладбище в городе Глучин (20 км на запад от Остравы). Могилы офицеров, которые не были идентифицированы, имеют табличку с надписью «офицер». Рядовые были похоронены в братских могилах.
На основании этой информаций мы начали поиски в архивах, но безуспешно. Нужная информация нашлась в Сети: воспоминание об аварии истребителя Як-9 в апреле 1945 года на базе, находящейся приблизительно 80 км южнее Остравы, где действовала 8-я Воздушная армия, 10-й истребительный авиационный корпус.
Затем мы начали вести усиленный поиск в базе данных «ОБД-Мемориал», проверяя имена всех лейтенантов Красной Армии, которые погибли или пропали без вести 27 апреля 1945 года и чья фамилия начинается на букву «С».
За несколько часов просмотра имён мы обнаружили: «Сташко Василий Алексеевич, 1923 года рождения, родом из Сумской области, деревня Терны, пилот 8-й Воздушной армии, 10-го истребительного авиационного корпуса».
На основании этих данных нами были сделан вывод: речь идёт о пилоте, которого мы ищем, так как все данные совпадают с воспоминаниями и имеющейся информацией.
Казалось, что на этом история закончена, но получилось не так. Моя сотрудница, Ирина Ванчицкая, оказалась также родом из Сумской области. Её очень обрадовало то, что было найдено имя пилота, так как речь шла об её земляке. Мы попытались дозвониться в Терны, затем в областную администрацию Сумской области, куда ранее отправили письмо по электронной почте с просьбой найти родственников погибшего воина, но ответа, к сожалению, не получили.
Оставалось действовать через личные связи. Ирина созвонилась с однокурсниками, живущими в городе Сумы, и отец одной из них оказался членом Союза ветеранов в Сумах. Он-то и нашёл, к нашему ликованию, племянницу Василия Сташко – Максимову Лидию Константиновну. Ей 72 года, она живёт во Львове. У неё два сына, оба живут в России.
Власти Климковице хотят открыть памятник гвардейскому лейтенанту в день 70-летия со дня его героической смерти, 27 апреля 2015 года, и считали бы огромной честью, если бы Лидия Константиновна (или кто-либо из её семьи) в этом торжестве приняла участие. Они готовы обеспечить оплату и проживание в санатории Климковице, куда ездят гости из целого мира на лечение болезней двигательного аппарата.
Я написал письмо во Львов и с нетерпением жду ответа. Городской совет в Климковице уже начал работу над подготовкой проекта памятника пилоту Сташко.
Танк и бронеавтомобиль, построенные на средства учеников школы №19 Автозаводского района города Горький.
«Прошу передать работникам и учащимся неполной средней школы Автозаводского района г. Горького, собравшим 20000 рублей на строительство танка «Автозаводский школьник», мой горячий привет и благодарность Красной Армии», - из телеграммы И. В. Сталина.
]]>
Публикация графических материалов, содержащих нацистскую или фашистскую символику не является пропагандой идей нацизма или фашизма и производится только с историческими, научными, информационными, просветительскими целями, а также способствует формированию негативного отношения к идеологии нацизма и не используется для оправдания преступлений фашистской Германии.
Меня нашли в воронке. Большой такой воронке - полутонка хорошие дыры в земле роет. Меня туда после боя скинули, чтобы лежал и воздух своим существованием больше не портил. Лето сменилось зимой, зима летом, и так 65 подряд лет...
На этой странице собраны карты и схемы из разных источников. Как относящиеся непосредственно Ильинским рубежам, так и к описанию ситуации на фронте вокруг в целом.
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.pomnivoinu.ru/ обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и с точкой зрения авторов комментариев. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.