Музей вертолетов в Торжке
[На карте ]
Как попасть: Организованные экскурсии проводятся по согласованию с Управлением части. Необходимо направить заявку на имя командира в/ч 32882 по факсу 8-04251-55826 на разрешение посещения музея вертолетов, где указать название организации, количество человек, дату проведения экскурсии и т.д.
Музей вертолетов 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, расположенного в г. Торжке Тверской области, был создан в начале 1990-х годов. Несмотря на то, что несколько лет назад музей был официально зачислен в список музеев Тверской области, попасть в него все так же нелегко по причине нахождения музея на территории действующего военного аэродрома...
В музее собраны образцы всех винтокрылых машин, когда-либо осваивавшихся в 344-ом Центре. А учитывая особый статус этой воинской части (344-й Центр БП и ПЛС занимается подготовкой высокопрофессиональных экипажей вертолётов), можно с уверенностью утверждать, что это почти весь парк военных и морских вертолётов, выпускавшихся в СССР.
Экспозицию музея открывает вертолет Ми-1 (Hare - по классификации НАТО). Это советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ Миля в конце 1940-х годов. Первоначально обозначался как ГМ-1 (Геликоптер Миля 1). Первый полет совершил в 1948 году и стал первым советским серийным вертолётом.
Экспозицию музея открывает вертолет Ми-1 (Hare - по классификации НАТО). Это советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ Миля в конце 1940-х годов. Первоначально обозначался как ГМ-1 (Геликоптер Миля 1). Первый полет совершил в 1948 году и стал первым советским серийным вертолётом.
Кроме базовой версии, рассчитанной на пилота и 3 пассажиров, выпускались и другие версии и модификации - санитарные с боковыми съемными гондолами, почтовые с подвесными контейнерами, перегоночные с дополнительными топливными баками, сельскохозяйственные для опрыскивания и опыления, с поплавками, учебно-тренировочные и другие.
Кроме базовой версии, рассчитанной на пилота и 3 пассажиров, выпускались и другие версии и модификации - санитарные с боковыми съемными гондолами, почтовые с подвесными контейнерами, перегоночные с дополнительными топливными баками, сельскохозяйственные для опрыскивания и опыления, с поплавками, учебно-тренировочные и другие.
Одним из таких вертолётов, сделанным в варианте "люкс", пользовался президент Финляндии. Два дополнительно оснащенных Ми-1Т использовались в Арктике для базирования на ледоколах.
Одним из таких вертолётов, сделанным в варианте "люкс", пользовался президент Финляндии. Два дополнительно оснащенных Ми-1Т использовались в Арктике для базирования на ледоколах.
Боевые Ми-1 начали создавать с 1958 года на базе модификации Ми-1МУ. По бокам машины закрепили 2 кассеты с 12 реактивными снарядами. Некоторые модификации оснащались пулеметами, 100-кг бомбами, противотанковыми ракетами "Фаланга" и "Малютка". Также предлагался вариант установки крупнокалиберных авиапулеметов в боковых подвесных контейнерах. Была попытка использовать Ми-1 как противолодочный вертолет, но его силовой установки оказалось недостаточно для перевозки поискового и бомбового оборудования.
Боевые Ми-1 начали создавать с 1958 года на базе модификации Ми-1МУ. По бокам машины закрепили 2 кассеты с 12 реактивными снарядами. Некоторые модификации оснащались пулеметами, 100-кг бомбами, противотанковыми ракетами "Фаланга" и "Малютка". Также предлагался вариант установки крупнокалиберных авиапулеметов в боковых подвесных контейнерах. Была попытка использовать Ми-1 как противолодочный вертолет, но его силовой установки оказалось недостаточно для перевозки поискового и бомбового оборудования.
Армейские вертолеты Ми-1В активно применялись в Китае в поилцейских операциях. Египет и Сирия применяли Ми-1 в конфликте с Израилем. Вертолет также использовался в гражданской войне в Северном Йемене, в Ираке для подавления курдских мятежей, на Кубе для ликвидации отрядов вооруженной оппозиции. Сегодня эту машину можно встретить редко только в качестве экспоната музея или памятника.
Армейские вертолеты Ми-1В активно применялись в Китае в поилцейских операциях. Египет и Сирия применяли Ми-1 в конфликте с Израилем. Вертолет также использовался в гражданской войне в Северном Йемене, в Ираке для подавления курдских мятежей, на Кубе для ликвидации отрядов вооруженной оппозиции. Сегодня эту машину можно встретить редко только в качестве экспоната музея или памятника.
Экипаж - 1 человек + 3 пассажира. Крейсерская скорость - 145 км/ч. Радиус действия - 360 км. Потолок - 1220 м.
Экипаж - 1 человек + 3 пассажира. Крейсерская скорость - 145 км/ч. Радиус действия - 360 км. Потолок - 1220 м.
Ми-2 (Hoplite - по классификации НАТО) - советский многоцелевой вертолёт, применяющийся в армейской и гражданской авиации с 1960-х годов. Даже в настоящее время Ми-2 активно принимает участие в тендерах, соревнуясь с новыми вертолетами. Это простая в эксплуатации, неприхоливая и надежная машина, которая для многих вертолетчиков была первой, учебной. Считается, что если ты умеешь управлять Ми-2, значит сможешь поднять в воздух любой вертолет. Его экипаж - 1 человек + 10 пассажиров. Скорость - 194 км/ч. Дальность полета - 580 км. Потолок - 4000 м.
Ми-2 (Hoplite - по классификации НАТО) - советский многоцелевой вертолёт, применяющийся в армейской и гражданской авиации с 1960-х годов. Даже в настоящее время Ми-2 активно принимает участие в тендерах, соревнуясь с новыми вертолетами. Это простая в эксплуатации, неприхоливая и надежная машина, которая для многих вертолетчиков была первой, учебной. Считается, что если ты умеешь управлять Ми-2, значит сможешь поднять в воздух любой вертолет. Его экипаж - 1 человек + 10 пассажиров. Скорость - 194 км/ч. Дальность полета - 580 км. Потолок - 4000 м.
Ми-4 (Hound - по классификации НАТО) - еще один советский многоцелевой вертолет. Широко использовался для гражданских перевозок, в народном хозяйстве и в вооруженных силах вплоть до появления Ми-8.
Ми-4 (Hound - по классификации НАТО) - еще один советский многоцелевой вертолет. Широко использовался для гражданских перевозок, в народном хозяйстве и в вооруженных силах вплоть до появления Ми-8.
Экипаж Ми-4 состоял из 3 человек. Ми-4 перевозил до 16 пассажиров, автомобиль или артиллерийское орудие, мог оснащаться поплавками.
Экипаж Ми-4 состоял из 3 человек. Ми-4 перевозил до 16 пассажиров, автомобиль или артиллерийское орудие, мог оснащаться поплавками.
Крейсерская скорость - 140 км/ч. Дальность полета - 465 км. Потолок - 1200 м.
Крейсерская скорость - 140 км/ч. Дальность полета - 465 км. Потолок - 1200 м.
Ми-8 (Hip - по классификации НАТО) - многоцелевой вертолет, разработанный в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире, а также входит в список самых массовых вертолетов в истории авиации. Широко используется по настоящий момент для выполнения множества гражданских и военных задач.
Ми-8 (Hip - по классификации НАТО) - многоцелевой вертолет, разработанный в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире, а также входит в список самых массовых вертолетов в истории авиации. Широко используется по настоящий момент для выполнения множества гражданских и военных задач.
История Ми-8 насчитывает огромное множество модификаций и модернизаций. Это и различные варианты пассажирских вертолетов, транспортные, сельскохозяйственные, противотанковые, минные заградители, с приборами ночного видения, летающая мастерская, заправщик-танкер, буксировщик трала, морской спасательный, штабной, командный пункт, артиллерийский корректировщик, вертолет теленаблюдения, радио-химический разведчик, воздушный госпиталь, вертолет радио-электронного противодействия, постановщик помех, транспортно-штурмовой и т.д.
История Ми-8 насчитывает огромное множество модификаций и модернизаций. Это и различные варианты пассажирских вертолетов, транспортные, сельскохозяйственные, противотанковые, минные заградители, с приборами ночного видения, летающая мастерская, заправщик-танкер, буксировщик трала, морской спасательный, штабной, командный пункт, артиллерийский корректировщик, вертолет теленаблюдения, радио-химический разведчик, воздушный госпиталь, вертолет радио-электронного противодействия, постановщик помех, транспортно-штурмовой и т.д.
Ми-24 (Hind - по классификации НАТО) представлен в музее 3 машинами. Это советский транспортно-боевой вертолет, выпуск которого начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался во многих вооруженных конфликтах и войнах. Его неофициальное название - "Крокодил".
Ми-24 (Hind - по классификации НАТО) представлен в музее 3 машинами. Это советский транспортно-боевой вертолет, выпуск которого начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался во многих вооруженных конфликтах и войнах. Его неофициальное название - "Крокодил".
Ми-24 первых модификаций (Ми-24А) имел "прямоугольное" остекление. Места пилота и радиста-стрелка располагались рядом, не тандемом.
Ми-24 первых модификаций (Ми-24А) имел "прямоугольное" остекление. Места пилота и радиста-стрелка располагались рядом, не тандемом.
В носу Ми-24А устанавливалась подвижная пулеметная установка НУВ-1 с пулеметом А-12.7 (боекомплект - 900 патронов). На пилонах - блоки неуправляемых реактивных снарядов и 4 противотанковые ракеты "Фаланга-М"
В носу Ми-24А устанавливалась подвижная пулеметная установка НУВ-1 с пулеметом А-12.7 (боекомплект - 900 патронов). На пилонах - блоки неуправляемых реактивных снарядов и 4 противотанковые ракеты "Фаланга-М"
Таких машин было построено около 250 штук.
Таких машин было построено около 250 штук.
Ми-24В (экспортный вариант - Ми-35) - самая массовая модификация вертолета. Кабины были расположены уже тандемом, изолированы.
Ми-24В (экспортный вариант - Ми-35) - самая массовая модификация вертолета. Кабины были расположены уже тандемом, изолированы.
Вместо низкоскорострельного А-12.7 был установлен четырехствольный пулемет Якушева-Борзова, появилось новое ракетно-бомбовое вооружение, новые системы наведения и двигатели.
Вместо низкоскорострельного А-12.7 был установлен четырехствольный пулемет Якушева-Борзова, появилось новое ракетно-бомбовое вооружение, новые системы наведения и двигатели.
Как и Ми-8 вертолет Ми-24 за историю своей эксплуатации успел поучаствовать в большом количестве вооруженных конфликтов во многих уголках планеты.
Как и Ми-8 вертолет Ми-24 за историю своей эксплуатации успел поучаствовать в большом количестве вооруженных конфликтов во многих уголках планеты.
Кроме основной функции боевого транспортного вертолета, также были варианты: минный тральщик, противотанковый, разведывательно-корректировочный, морской (проект), ночной, милицейский патрульно-спасательный, разведчик, высотный и другие.
Кроме основной функции боевого транспортного вертолета, также были варианты: минный тральщик, противотанковый, разведывательно-корректировочный, морской (проект), ночной, милицейский патрульно-спасательный, разведчик, высотный и другие.
Музей вертолетов в Торжке
Экипаж Ми-24 - 3 человека + 8 десантников.
Экипаж Ми-24 - 3 человека + 8 десантников.
Музей вертолетов в Торжке
Ми-10 (Harke - по классификации НАТО) - военный транспортный вертолет "летающий кран", созданный на базе Ми-6. Его гражданская модификация, для выполнения строительно-монтажных работ - Ми-10К.
Ми-10 (Harke - по классификации НАТО) - военный транспортный вертолет "летающий кран", созданный на базе Ми-6. Его гражданская модификация, для выполнения строительно-монтажных работ - Ми-10К.
Экипаж машины составлял 5 человек. Основной задачей при проектировании была возможность переносить крылаты и баллистические ракеты. Грузы можно было перевозить на внешней платформе либо с помощью гидрозахватов.
Экипаж машины составлял 5 человек. Основной задачей при проектировании была возможность переносить крылаты и баллистические ракеты. Грузы можно было перевозить на внешней платформе либо с помощью гидрозахватов.
Ввиду того, что эти вертолеты были выпущены ограниченным тиражом, уведеть их вживую даже в музеях - большая редкость.
Ввиду того, что эти вертолеты были выпущены ограниченным тиражом, уведеть их вживую даже в музеях - большая редкость.
Ми-18 - одна из экспериментальных модификаций вертолета Ми-8. Отличается удлиненным фюзеляжем (техническим заданием требовалась большая вместимость), убраны боковые топливные баки, усилена жесткость и прочность фюзеляжа.
Ми-18 - одна из экспериментальных модификаций вертолета Ми-8. Отличается удлиненным фюзеляжем (техническим заданием требовалась большая вместимость), убраны боковые топливные баки, усилена жесткость и прочность фюзеляжа.
Так как скорость Ми-18 предполагалось увеличить до 270 км/ч, стала выгодной установка убираемого шасси. Рулевой винт перенесли с правой стороны на левую, установили экранно-выхлопные устройства подавления ИК-излучения двигателей. Количество боковых дверей увеличили до двух.
Так как скорость Ми-18 предполагалось увеличить до 270 км/ч, стала выгодной установка убираемого шасси. Рулевой винт перенесли с правой стороны на левую, установили экранно-выхлопные устройства подавления ИК-излучения двигателей. Количество боковых дверей увеличили до двух.
В связи с рядом различных факторов советские ВВС отказались финансировать дальнейшую раработку Ми-18, решив обойтись уже имеющимся парком Ми-8. Два образца Ми-18 остались в качестве наглядных пособий в учебных центрах (один как раз здесь, в Торжке). Отработанные на Ми-18 новые элементы конструкции и оборудования были впоследствии внедрены на других серийных Ми-8.
В связи с рядом различных факторов советские ВВС отказались финансировать дальнейшую раработку Ми-18, решив обойтись уже имеющимся парком Ми-8. Два образца Ми-18 остались в качестве наглядных пособий в учебных центрах (один как раз здесь, в Торжке). Отработанные на Ми-18 новые элементы конструкции и оборудования были впоследствии внедрены на других серийных Ми-8.
Музей вертолетов в Торжке
Третья машина типа Ми-24 в музее 344-го ЦБП и ПЛС - уникальная. В 1992 году женский экипаж (летчик - Г.Расторгуева, штурман - Л.Полянская) на специально подготовленном Ми-24В осуществили перелет Торжок - Майами (США), приуроченный к 500-летию открытия Америки и 50-летию ленд-лиза. После этого грандиозного перелета машина была передана в музей.
Третья машина типа Ми-24 в музее 344-го ЦБП и ПЛС - уникальная. В 1992 году женский экипаж (летчик - Г.Расторгуева, штурман - Л.Полянская) на специально подготовленном Ми-24В осуществили перелет Торжок - Майами (США), приуроченный к 500-летию открытия Америки и 50-летию ленд-лиза. После этого грандиозного перелета машина была передана в музей.
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Ми-6 (Hook - по классификации НАТО) - тяжелый военный транспортный вертолет. строился он с 1964 года крупной серией как в военном, так и в гражданском вариантах.
Ми-6 (Hook - по классификации НАТО) - тяжелый военный транспортный вертолет. строился он с 1964 года крупной серией как в военном, так и в гражданском вариантах.
Экипаж вертолета составляли 5 человек. Скорость - 300 км/ч. Полезная нагрузка - 12 тонн.
Экипаж вертолета составляли 5 человек. Скорость - 300 км/ч. Полезная нагрузка - 12 тонн.
Одной из любопытных модификация Ми-6 является пожарный вариант Ми-6ПЖ. Его можно увидеть в музее ВВС в Монино
Одной из любопытных модификация Ми-6 является пожарный вариант Ми-6ПЖ. Его можно увидеть в музее ВВС в Монино
Музей вертолетов в Торжке
Ка-25 (Hormone - по классификации НАТО) - советский противолодочный вертолет корабельного базирования. Является первым отечественным вертолетом изначально проектировавшимся под боевое применение и ставший первым противолодочным и первым изначально боевым вертолетом СССР. На его основе создано большое количество модификаций.
Ка-25 (Hormone - по классификации НАТО) - советский противолодочный вертолет корабельного базирования. Является первым отечественным вертолетом изначально проектировавшимся под боевое применение и ставший первым противолодочным и первым изначально боевым вертолетом СССР. На его основе создано большое количество модификаций.
Экипаж машины составлял 2 человека. Вертолет мог брать на борт 12 пассажиров. Крейсерская скорость - 185 км/ч.
Экипаж машины составлял 2 человека. Вертолет мог брать на борт 12 пассажиров. Крейсерская скорость - 185 км/ч.
Масса подвесного вооружения - 1100 кг. Это различные бомбы и торпеды.
Масса подвесного вооружения - 1100 кг. Это различные бомбы и торпеды.
Ка-26 - многоцелевой вертолет, построенный по схеме "летающего шасси" - за кабиной пилотов могли устанавливаться различные типы подвески - пассажирская/грузовая кабина, баки и распылители, подъемная лебедка и т.д.
Ка-26 - многоцелевой вертолет, построенный по схеме "летающего шасси" - за кабиной пилотов могли устанавливаться различные типы подвески - пассажирская/грузовая кабина, баки и распылители, подъемная лебедка и т.д.
Вертолет отличался простотой пилотирования и надежностью в эксплуатации. Многие машины находятся в эксплуатации и сейчас.
Вертолет отличался простотой пилотирования и надежностью в эксплуатации. Многие машины находятся в эксплуатации и сейчас.
Экипаж Ка-26 - 2 человека. Может перевозить 6 пассажиров. Крейсерская скорость - 130 км/ч.
Экипаж Ка-26 - 2 человека. Может перевозить 6 пассажиров. Крейсерская скорость - 130 км/ч.
Ми-26 (Halo - по классификации НАТО) - многоцелевой транспортный вертолет, пришедший на замену устаревшему Ми-6. Это крупнейший в мире транспортный вертолет.
Ми-26 (Halo - по классификации НАТО) - многоцелевой транспортный вертолет, пришедший на замену устаревшему Ми-6. Это крупнейший в мире транспортный вертолет.
В транспортно-десантном варианте Ми-26 могут разместиться 68 парашютистов или 80 солдат с вооружением. В санитарном - 60 носилок с ранеными.
В транспортно-десантном варианте Ми-26 могут разместиться 68 парашютистов или 80 солдат с вооружением. В санитарном - 60 носилок с ранеными.
Для погрузки крупногабаритных грузов в грузовой кабине расположена электролебедка. Также Ми-26 способен перевозить грузы на внешней подвеске. В частности он является единственным в мире вертолетом, который может перевозить самого себя (в смысле один Ми-26 несет другого Ми-26).
Для погрузки крупногабаритных грузов в грузовой кабине расположена электролебедка. Также Ми-26 способен перевозить грузы на внешней подвеске. В частности он является единственным в мире вертолетом, который может перевозить самого себя (в смысле один Ми-26 несет другого Ми-26).
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Основные модификации Ми-26 - военный транспортный, медицинский, противолодочный, гражданский пассажирский, летающий кран, грузовой, пожарный, постановщик помех, топливозаправщик, воздушный пункт управления.
Основные модификации Ми-26 - военный транспортный, медицинский, противолодочный, гражданский пассажирский, летающий кран, грузовой, пожарный, постановщик помех, топливозаправщик, воздушный пункт управления.
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Экипаж вертолета - 6 человек. Крейсерская скорость - 255 км/ч. Радиус действия - 800 км. Дальность полета - 2000 км. Практический потолок - 6500 м.
Экипаж вертолета - 6 человек. Крейсерская скорость - 255 км/ч. Радиус действия - 800 км. Дальность полета - 2000 км. Практический потолок - 6500 м.
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Ка-27 (Helix - по классификации НАТО) - советский корабельный многоцелевой вертолет. Основные модификации - палубный противолодочный, поисково-спасательный, транспортно-боевой (огневой поддержи морской пехоты), вертолет дальнего радиолокационного обнаружения и гражданская модфикация.
Ка-27 (Helix - по классификации НАТО) - советский корабельный многоцелевой вертолет. Основные модификации - палубный противолодочный, поисково-спасательный, транспортно-боевой (огневой поддержи морской пехоты), вертолет дальнего радиолокационного обнаружения и гражданская модфикация.
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Экипаж вертолета - 3 человека. Скорость полета - 250 км/ч. Как и Ка-25 способен нести бомбовое и торпедное вооружение.
Экипаж вертолета - 3 человека. Скорость полета - 250 км/ч. Как и Ка-25 способен нести бомбовое и торпедное вооружение.
В качестве бонуса...
В 344-ом ЦБП и ПЛС ведется подготовка летчиков высшей категории с присвоением им квалификаций "летчик-снайпер" и "штурман-снайпер". На базе Центра действует единственная в мире пилотажная группа на боевых вертолетах "Беркуты". В полку проводятся испытания всех современных моделей и модификаций российской военной вертолетной техники. На сегодняшний день для обучения и боевого применения полк располагает вертолетами Ка-50, Ми-28, Ми-26, Ми-24, Ми-8...
В 344-ом ЦБП и ПЛС ведется подготовка летчиков высшей категории с присвоением им квалификаций "летчик-снайпер" и "штурман-снайпер". На базе Центра действует единственная в мире пилотажная группа на боевых вертолетах "Беркуты". В полку проводятся испытания всех современных моделей и модификаций российской военной вертолетной техники. На сегодняшний день для обучения и боевого применения полк располагает вертолетами Ка-50, Ми-28, Ми-26, Ми-24, Ми-8...
Музей вертолетов в Торжке
В дальнем углу ремотной зоны припаркован один из Ми-24 пилотажной группы "Беркуты"
В дальнем углу ремотной зоны припаркован один из Ми-24 пилотажной группы "Беркуты"
Ми-24 готовится к взлету...
Ми-24 готовится к взлету...
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Ми-26 в раскраске миротворческих войск ООН...
Ми-26 в раскраске миротворческих войск ООН...
Об этом уникальном вертолете как-нибудь в следующий раз :)...
Об этом уникальном вертолете как-нибудь в следующий раз :)...
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Спасибо за внимание.