Зимой 1944 года шестеро партизан, сидели в засаде на дороге Любань - Уречье. По данным разведки, тут должен был пройти взвод полицаев. Но вместо взвода из-за поворота вышла целая рота карателей...
Казалось надо спасаться, однако партизаны были вооружены чудо-оружием - ПРГШ, партизанскими ружейными гранатометами Шавгулидзе.
Партизаны по команде поднимают к плечам карабины со странно-толстыми стволами и в гуще карателей рвутся гранаты и не просто гранаты, а гранаты Шавгулидзе. Оставшиеся в живых фашисты в панике разбегаются. Вот такая вот партизанская "Катюша".
Лейтенант Тенгиз Шавгулидзе служил в железнодорожных войсках. Осенью 1941 года он попал в окружение и раненый оказался в плену. Оправившись от ран, в июне 1942-го года Тенгиз Шавгулидзе бежал из плена в партизанский отряд, сражавшийся в Минской области.
Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе
Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе.
Клин Шавгулидзе
Зимой 1942/1943 года в условиях острого недостатка взрывчатых веществ партизанский умелец Шавгулидзе выдвинул оригинальную идею: пускать под откос эшелоны врага при помощи специального приспособления, действующего по принципу одноразовой железнодорожной стрелки.
Система Шавгулидзе состояла из клина и откосной рейки, сделанной по размеру железнодорожного рельса. Весило все это порядка 20 килограммов. Крепилось устройство к рельсам болтами и на всё про всё требовалось несколько минут. Наезжая на клин, переднее колесо паровоза накатывалось на наклонную плоскость. Поднимаясь по ней, колеса паровоза и вагонов по откосной рейке переводились с внутренней на наружную сторону рельса - и эшелон шел под откос.
Клин Шавгулидзе
Клин Шавгулидзе.
Первый вариант такого приспособления Шавгулидзе испытал лично. Он пробрался к железнодорожному пути, меньше чем за минуту установил клин и вскоре немецкий состав с техникой нырнул под откос. Так прошел дебют клина Шавгулидзе.
Если вы хотите взглянуть на клин - его образец экспонируется в Белорусском Государственном музее истории Великой Отечественной войны. В 1943 году этот самый клин-экспонат группа партизан 125-й бригады Полесской области закопала в лесу, уходя от карателей. В 1970 году клин обнаружили местные жители.
Клинья Шавгулидзе, широко применялись белорусскими партизанами и позволили им сэкономить много взрывчатки.
Гранатомёт Шавгулидзе
С января 1943 года Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе работал инструктором подрывного дела в штабе Минского партизанского соединения и там он сделал еще одно знаковое изобретение...
Учитывая большую потребность партизан в ручных гранатах, Шавгулидзе весной 1943 года сконструировал гранату с корпусом из обрезка водопроводной трубы, с элементарным запалом в виде бикфордова шнура и капсюля-детонатора. Гранаты Шавгулидзе были очень популярны у партизан, так как самоделки превосходили разрушительной силой штатные боеприпасы.
В начале июня 1943 года с помощью этих гранат партизаны бригады имени П.К.Пономаренко полностью разгромили гарнизоны на станциях Фаличи и Самой, вкупе с несколькими эшелонами с живой силой и техникой противника. Такое вот полевое испытание.
К концу 1943 года только в партизанских отрядах Минской области было изготовлено свыше 7 тысяч гранат Шавгулидзе.
Вполне закономерным изобретением Тенгиза Шавгулидзе стал партизанский ружейный гранатомет. Он был прост по конструкции, его так же можно было изготовлять в лесных условиях.
К винтовке или карабину Мосина приделывалась мортирка, изготовлявшаяся из гильзы 45-миллиметрового снаряда. Выбрасывание гранаты из мортирки происходило выстрелом холостого патрона. Дальность полета составляла примерно 300 метров.
Гранатомёт Шавгулидзе
Гранатомёт Шавгулидзе.
Как уже сказано выше, оружие получило название ПРГШ - партизанский ружейный гранатомет Шавгулидзе. К 1 января 1944 года в партизанских отрядах Минской бригады было изготовлено 120 единиц ПРГШ и свыше трех тысяч гранат к ним. Гранатомёты массово применялись в боях, наводили панику на врага и были весьма любимы партизанами.
За свою неоценимую работу Тенгиз Евгеньевич был награжден орденом Красного Знамени и медалью "Партизану Отечественной войны".
После окончания войны Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе вернулся в Москву, трудился инженером-конструктором во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта, долгое время был начальником КБ приборов Московского метрополитена. Стал заслуженным изобретателем РСФСР, на его счету - 85 изобретений.
Вот такой незаметный Герой, ковавший общую победу.