Про подъём штурмовика Ил-2
Поисковый отряд «Демянск» под руководством командира - Анатолия Степановича Павлова, приступил к работам по подъёму очередного советского штурмовика Ил-2. На этот раз речь идёт о двухместной машине, вероятнее всего, сбитой в 1942 году в пятнадцати километрах от Демянска. Есть предположение (пока что это не более чем гипотеза), что сбитый штурмовик имел отношение к 667 ШАП ВВС РККА, где служил Герой Советского Союза капитан Георгий Красота. На «двухместность» указывают фрагменты пулемёта УБТ (универсальный Березина, турельный), обнаруженные близ места падения.
Про подъём штурмовика Ил-2
Место падения сильно заболочено, в округе практически нет проезжих дорог, а доступ непосредственно к воронке с самолётом сильно ограничивает река. Перед тем, как приступить к мероприятиям по подъёму, пришлось возвести переправу через речку, выпилить попадавший на колею лес и поправить кое-где совсем залитые водой дороги. Добраться до места проведения поисковых работ можно пешком или на болотоходах с шинами низкого давления. Один такой, с гордой надписью «TOYOTA» - курсирует от переправы, где раскинут промежуточный лагерь. На болотоходе перевозят, в основном, оборудование и материалы, «личный состав» чаще выходит на несколькокилометровый маршрут в пешем строю. Вместе с Константином и мы прошли ногами по т.н. «лесной дороге». Рассказ Константина.
Про подъём штурмовика Ил-2
Про подъём штурмовика Ил-2
Про подъём штурмовика Ил-2
Про подъём штурмовика Ил-2
Про подъём штурмовика Ил-2
Про подъём штурмовика Ил-2
Про подъём штурмовика Ил-2
Про подъём штурмовика Ил-2
Про подъём штурмовика Ил-2
Самолёт ушёл глубоко в грунт, воронка, где он лежит, разумеется, залита водой. Потому было принято решение действовать двумя помпами: одна, которая японская Honda, оказалась слабоватой для сурового русского леса и потому назначена на вспомогательную должность - гнать воду в пожарный рукав для размывания грунта. Вторая, советская, 1989 года выпуска, более мощная, отвечает за откачку воды и намытой грязи на поверхность.
Самолёт ушёл глубоко в грунт, воронка, где он лежит, разумеется, залита водой. Потому было принято решение действовать двумя помпами: одна, которая японская Honda, оказалась слабоватой для сурового русского леса и потому назначена на вспомогательную должность - гнать воду в пожарный рукав для размывания грунта. Вторая, советская, 1989 года выпуска, более мощная, отвечает за откачку воды и намытой грязи на поверхность.
Отечественная помпа, сработанная левой ногой в годы Перестройки (будь она неладна), завелась только после ряда шаманских действий и прикручивания разнообразных донорских элементов. Помпа была покрашена в армейский защитный цвет, но из под краски то и дело показывался красный пожарный колёрчик. Говорят, в армию списывались те изделия, что не прошли ОТК, потому без плясок ничего не работает.
Отечественная помпа, сработанная левой ногой в годы Перестройки (будь она неладна), завелась только после ряда шаманских действий и прикручивания разнообразных донорских элементов. Помпа была покрашена в армейский защитный цвет, но из под краски то и дело показывался красный пожарный колёрчик. Говорят, в армию списывались те изделия, что не прошли ОТК, потому без плясок ничего не работает.
Про подъём штурмовика Ил-2
Про подъём штурмовика Ил-2
Пока шла борьба с тяжким наследием отечественного помпстроения - пошёл мелкий противный дождик. Новгородский лес, и так холодный да промозглый, стал совсем негостеприимным. Развели костерок, чуть погрелись.
Пока шла борьба с тяжким наследием отечественного помпстроения - пошёл мелкий противный дождик. Новгородский лес, и так холодный да промозглый, стал совсем негостеприимным. Развели костерок, чуть погрелись.
Попутно часть людей со щупами, металлодетекторами, магнитометрами и «глубинниками» обходила прилегающую местность. Магнитометр однозначно указывал на две сильно аномальных точки. Ковыряние в одной из них привело к появлению приличного пятна масла на поверхности воды. Видимо - там маслобак и\или двигатель самолёта. «Глубинник» показания магнитометра подтвердил. Работа с лопатами увенчалась несколькими находками - преимущественно дюралевые ошмётки, фанерная обшивка, куски бронекорпуса, патроны 7.62мм в металлических лентах от ШКАСов, стреляная гильза от ШВАК. На этом же месте ранее была найдена рука, предположительно это фрагмент тела погибшего воздушного стрелка.
Попутно часть людей со щупами, металлодетекторами, магнитометрами и «глубинниками» обходила прилегающую местность. Магнитометр однозначно указывал на две сильно аномальных точки. Ковыряние в одной из них привело к появлению приличного пятна масла на поверхности воды. Видимо - там маслобак и\или двигатель самолёта. «Глубинник» показания магнитометра подтвердил. Работа с лопатами увенчалась несколькими находками - преимущественно дюралевые ошмётки, фанерная обшивка, куски бронекорпуса, патроны 7.62мм в металлических лентах от ШКАСов, стреляная гильза от ШВАК. На этом же месте ранее была найдена рука, предположительно это фрагмент тела погибшего воздушного стрелка.
Про подъём штурмовика Ил-2
Самолёт, скорее всего, был взорван после войны тогдашними любителями сбора цветных и чёрных металлов. Возможно, сдетонировали ещё и оставшиеся авиабомбы, потому куски стали и дюраля так невелики. Всё, что было на поверхности, разнесло силой взрыва в лоскуты.
Самолёт, скорее всего, был взорван после войны тогдашними любителями сбора цветных и чёрных металлов. Возможно, сдетонировали ещё и оставшиеся авиабомбы, потому куски стали и дюраля так невелики. Всё, что было на поверхности, разнесло силой взрыва в лоскуты.
Про подъём штурмовика Ил-2
Про подъём штурмовика Ил-2
Про подъём штурмовика Ил-2
Обычно в воронке стоять на ногах не очень получается, надо на что-то опираться. В качестве опоры выступают самодельные лестницы: пара досок с поперечинами. Лестницы возводятся прямо на месте из подручных материалов.
Обычно в воронке стоять на ногах не очень получается, надо на что-то опираться. В качестве опоры выступают самодельные лестницы: пара досок с поперечинами. Лестницы возводятся прямо на месте из подручных материалов.
Про подъём штурмовика Ил-2
Про подъём штурмовика Ил-2
Про подъём штурмовика Ил-2
Помпа, наконец, чихнула, громко стрельнула облаком выхлопа и завелась, выдав изрядную тугую струю «нефти».
Помпа, наконец, чихнула, громко стрельнула облаком выхлопа и завелась, выдав изрядную тугую струю «нефти».
Про подъём штурмовика Ил-2
Вдвоём в воронке тесновато, но работать можно: один размывает грунт струёй воды, второй откачивает получившуюся жижу. Таким макаром удалось забраться на глубину около двух метров. «Тестирование» воронки длинным щупом показало - самолёт лежит значительно ниже в болоте. Водозаборник постоянно забивается грунтом и палками, приходится раз в несколько минут очищать его руками.
Вдвоём в воронке тесновато, но работать можно: один размывает грунт струёй воды, второй откачивает получившуюся жижу. Таким макаром удалось забраться на глубину около двух метров. «Тестирование» воронки длинным щупом показало - самолёт лежит значительно ниже в болоте. Водозаборник постоянно забивается грунтом и палками, приходится раз в несколько минут очищать его руками.
Про подъём штурмовика Ил-2
Про подъём штурмовика Ил-2
Про подъём штурмовика Ил-2
Откачали ещё несколько сотен литров болотной жижи. Стало быстро темнеть, температура опускалась. С советской помпы сорвало стальные хомуты и рукав отлетел на несколько метров, устроив бодрящий душ для парней, трудившихся в воронке. На этом работы были приостановлены. До утра.
Откачали ещё несколько сотен литров болотной жижи. Стало быстро темнеть, температура опускалась. С советской помпы сорвало стальные хомуты и рукав отлетел на несколько метров, устроив бодрящий душ для парней, трудившихся в воронке. На этом работы были приостановлены. До утра.
16 ноября щупами обнаружили двигатель, лежащий на глубине в 7 метров. Возможно, по его номеру удастся установить принадлежность штурмовика и имена погибших членов экипажа. Работы осталось на 3-4 дня...
Ссылки по теме: