Выставка военных фотографов "Дети войны" была посвящена тем, кто появился на свет в последние предвоенные и военные годы, тем, кого она оставила без детства. Тем, кому не надо было играть в войну...
Репортаж корреспондента «Красной звезды» В. П. Ильенкова о работе лётчиков дальней авиации в июне 1941 года. А также небольшое исследование их дальнейшей судьбы.
]]>
Военно-исторический календарь
06.04.1944
Наступающим наземным войскам — активную поддержку с воздуха.
Наступление наших вовек продолжается. В ходе его оперативная и тактическая обстановка изобилует острыми моментами. Их порождает, маневренная тактика Красной Армии, с помощью которой вражеские группировки длятся, расчленяются на части, а затем подвергаются окружению и уничтожению. В подобных условиях перед нашими авиационными командирами и летчиками встает весьма ответственная задача. Своим активными действиями на поле боя и в немецких тылах они призваны всемерно облегчить наземным войскам разгром живой силы и техники противника.
Маневр, широко применяемый пашей пехотой и танками, требует подобной же маневренной тактики от бомбардировщика, штурмовиков и истребителей. Разгром крупных группировок путем преследования и окружения осуществляется тем быстрее и с меньшей затратой сил, чем активнее участвует в ней авиация. Принято считать, что в наступлении огонь с воздуха должен детали ять и усиливать артиллерийское воздействие на противника при прорыве его обороны или штурме опорных пунктов, Но одного этого мало! В нынешних сражениях взаимодействие авиации с наземными войсками может выливаться в самые различные формы.
Наглядным примером маневренного взаимодействия «воздуха» и «земли» могут дослужить действия N авиасоединения, имевшие на днях место на юге. Здесь на одном участке фронта наши наземные войска из-за распутицы не могли сразу охватить одну группу немецких войск в кольцо. Подвижным отрядам удалось зайти в тыл врагу и перерезать некоторые коммуникации. Однако немцы могли просачиваться вне дорог. Тогда на помощь пришла авиация, которая окончательно лишила врага возможности выйти из-под удара. Эту задачу блестяще решили штурмовики. Они по сути дела замкнули кольцо. Как только враг делал попытку пробиться на запад, он немедленно подвергался мощным ударам с воздуха.
Известно, что одним из наиболее эффективных методов поддержки наземных войск с воздуха являются сосредоточенные удары бомбардировщиков и штурмовиков. Однако боевая практика знает много примеров, когда по условиям наземной и воздушной обстановки реальную помощь войскам могут оказать и небольшие группы самолетов. В ряде случаев на том или другом участке фронта изменчивая погода может допустить только такие полеты. Отказ от них был бы ошибочен. Важно так спланировать и осуществить эти вылеты, чтобы воздействие на врага было непрерывным.
В нынешней обстановке эта непрерывность авиационного воздействия приобретает особое значение. Продолжая сопротивляться на одном рубеже, немцы уже готовятся к обороне на другом. Непрерывная воздушная разведка должна своевременно и полно вскрыть замысел врага, найти его новый рубеж, сосредоточение огневых средств и резервы. Это дает материал для решения общевойсковым командиром очередной задачи на маневр и окружение, это дает возможность определенным группам боевой авиации обрушиться на врага огнем с воздуха, помешать ему покойно готовиться к отражению наших войск. Отходя под ударами наших войск и в свою очередь маневрируя, немцы стараются всеми мерами выскользнуть из окружения, сохранить свою живую силу и технику. Непрерывными ударами с воздухa по отходящим колоннам противника штурмовики и бомбардировщики обязаны не только замедлять темп отхода неприятельских войск, но и ставить их в безвыходные условия, создавая пробки на дорогах, разрушая переправы, настигал немцев в дефиле, сгоняя их с дорог в поле и тем самым подставляя под удар наших подвижных частей.
В условиях маневренного отступления, доводимого на широком фронте, перед каждым летчиков, появившимся над неприятелем, возникает множество целей. Там — заблокированный нашей пехотой опорный пункт немцев, здесь — колонна отходящих войск противника, поблизости — застрявшие в грязи автомашины с боеприпасами, тут — окопы и артиллерийские позиции, на железнодорожной станции — эшелоны. Куда в первую очередь направить свой удар? Какая цель важнее? Решая это, авиационный офицер всегда должен исходить из того, чтобы своими действиями всемерно облегчить работу нашей пехоты и танков.
Инициативно и грамотно разбираясь в сложившейся обстановке, всё время поддерживая живую связь с общевойсковыми командирами, авиационные начальника обязаны подвергать ударам с воздуха в первую очередь именно то, что является в данным момент решающим. Надо помнить, что готовых рецептов, годных в любой обстановке, — не существует. Успех взаимодействия авиации с наземными войсками в условиях широкого маневра зиждется, прежде всего, на инициативе и решительности авиационных командиров и самих летчиков.
В свою очередь общевойсковые начальники обязаны приложить максимум усилий к тому, чтобы получить от действий авиации желаемые результаты. Мало сказать: «Бейте в такой-то квадрат». Вылетающие сюда подразделения бомбардировщиков и штурмовиков должны быть все время связаны с действующими здесь нашими войсками. В обстановке маневренного наступления порою возможны известное перемешивание частей, неожиданные изменения в направлении их движения. Поэтому «земля» в любую минуту должна быть готова к показу условными сигналами и к нацеливанию той или другой группы самолетов на новые, более важные в сложившейся обстановке объекты поражения.
Помимо всего этого общевойсковые командиры обязаны своевременно использовать в своих интересах результаты штурмовых и бомбардировочных ударов. Эффект авиационной поддержки заключается не только в количестве уничтоженных машин, танков, орудий и живой силы противника. Одного этого мало. Следует добиваться, чтобы сила авиационного удара была тотчас использована «землей». Штурмовики огнем с воздуха создали пробку на дороге и подвергают непрерывному воздействию сгрудившиеся здесь силы врага, — пехота и танки обязаны соответствующим маневром развить этот успех, добить противника. Если нашим летчикам удалось разбить переправы врага, — наземные войска обязаны без промедления усилить натиск на прижатого к реке противника и, пользуясь возникшей паникой, в сжатые сроки разгромить его.
Штурмовики и бомбардировщики в наступлении призваны оказывать непосредственную огневую и маневренную поддержку наземным войскам. Перед истребителями стоят по менее важные задачи. За последние три месяца боев наши истребители совместно с зенитчиками уже сбили не одну тысячу немецких самолетов. Однако немцы не оставляют попыток задерживать наше наступление контратаками с воздуха. На отдельных участках фронта они поднимают в небо крупные грузы самолетов, направляя их в первую очередь на наши подвижные соединения, переправы, войсковые тьмы я т. д. Изгоняя вражескую авиацию с поля боя, сопровождая своя бомбардировщики и штурмовики, наши истребители вместе с тем обязаны надежно прикрывать всё расположение своих войск. Эта их деятельность должна проходить при самом тесном взаимодействии с зенитной артиллерией. Командиры потребительных частей обязаны применять инициативные приемы борьбы, парируя попытки врага не только стандартными действиями воздушных патрулей, но и методом боевой работы из засад, путем свободной охоты, перехвата воздушного противника на маршрутах и т. д.
Весенняя распутица и бездорожье ставят перед авиацией еще такую весьма важную задачу, как снабжение боеприпасами наших маневрирующих частей. В боях под Николаевом одна из таких частей, прорвавшихся в тыл оврага, в течение нескольких дней получила по воздуху до тысяч тонн груза. Это позволило ей вести активные бои, но выпуская из мешка отступавших немцев. Транспортировка боеприпасов, продовольствия и других грузов — важный и ответственный участок действий авиации. Эта работа, как и воздействие на врага огнем, должна быть непрерывной.
Наступление продолжается. Деятельно разрабатывая и применяя всё новые приемы и способы взаимодействия с наземными войсками, неустанно громя немцев в воздухе, на поле боя, в тылу и на коммуникациях, наши летчики будут способствовать этим дальнейшему нарастанию силы наших ударов по врагу, дальнейшим победам советского оружия.
Танк и бронеавтомобиль, построенные на средства учеников школы №19 Автозаводского района города Горький.
«Прошу передать работникам и учащимся неполной средней школы Автозаводского района г. Горького, собравшим 20000 рублей на строительство танка «Автозаводский школьник», мой горячий привет и благодарность Красной Армии», - из телеграммы И. В. Сталина.
]]>
Публикация графических материалов, содержащих нацистскую или фашистскую символику не является пропагандой идей нацизма или фашизма и производится только с историческими, научными, информационными, просветительскими целями, а также способствует формированию негативного отношения к идеологии нацизма и не используется для оправдания преступлений фашистской Германии.
5-й форт - наиболее сохранившийся из фортов Брестской крепости. Он представляет собой крайне сложную оборонительную систему начала XX века. Можно сказать, что создание форта стало вершиной всей русской фортификации...
На Северо-Западе тема советско-финской (Зимней) войны достаточно близка. Поэтому 2 декабря 2012 года близ рощи Фигурная (полигон Каменка) прошла реконструкция событий Зимней войны, которая началась в последний день осени 1939 года.
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.pomnivoinu.ru/ обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и с точкой зрения авторов комментариев. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.