В канун празднования Дня Победы особый интерес у всех нас вызвала заметка Валерия Цветкова «Единственный в мире». В ней рассказывается об истории возникновения в Козельске трёх памятников...
У многих россиян еще свежи воспоминания о тех днях, когда вся страна сплотилась воедино для борьбы с общим врагом. Кто-то ушел на фронт, кто-то работал, не покладая рук, отдавал последнее. Все для фронта, все для победы.
Парторг полка получил письмо. Писал дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Бондаренко, недавно выбывший из полка, на учебу в академию. Прежде всего, Бондаренко счел нужным рассказать, как идет у него учеба, но дальше (и это составило наибольшую часть письма) шли воспоминания о полковых товарищах, о прошлых боевых делах. «Очень хочется, чтобы судьба вновь свела нас вместе, — заключал герой. — Вот бы тогда и полетали и поработали бы на славу». Парторга полка капитана летчик Бондаренко называл в письме другом, и это слово не было лишено здесь истинного своего смысла. Между ними была настоящая большая дружба людей, познавших друг друга в минуты тяжелых испытаний, проверивших себя в жестоких боях. Было время, когда политработник Пицхелаури летал за стрелка на борту самолета, пилотируемого Бондаренко. На первых порах летчик исправно удивлялся той страсти, с какой Пицхелаури шел в бой.
- Зачем тебе это? — не раз говорил он, обращаясь к капитану. — Ведь у меня есть стрелок, а твое место на земле. В воздухе партсобрание проводить не станешь, беседу тоже не проведешь. Делал бы, брат, лучше свое дело.
- Я и делаю именно свое дело, — невозмутимо отвечал парторг. — Для того, чтобы провести беседу, надо располагать фактическим материалом, а он там, — показывал Пицхелаури в небо.
В конце концов, Бондаренко понял это и перестал иронически смотреть на полеты парторга. А когда тот сбил в воздушном бою немецкие машины, но не только этот, но и все летчики полка стали относиться к Пицхелаури с подчеркнутым уважением. Давно прошли эти дни. Теперь уже капитан Пицхелаури не летает в качестве стрелка. Он сам водит самолет. И сейчас всем это кажется обычным. Мало кто знает, какими путями пришел этот партийный работник к штурвалу боевой машины и что послужило поводом для начала его летной практики. А дело было так. Пицхелаури назначили заместителем командира эскадрильи части. Работу свою он ценил и отдавался ей весь, без остатка. Однако как ни старался капитан, его влияние для летчиков было не очень-то значительным. Энергичного и много думавшего политработника немало огорчало это. Разобраться в истинной причине того натянутого отношения, какое существовало между ним и летным составом, Пицхелаури помог инцидент с младшим лейтенантом Пушкаревым. Этот молодой летчик быстро шел в гору. Но вскоре успехи вскружили ему голову. Пушкарев, как говорят, «задурил», стал пренебрежительно относиться к товарищам, раза два нарушил дисциплину. Пицхелаури решил серьезно поговорить с Пушкаревым, по тот вдруг сразу обрезал его:
— Не дело, когда человек, не знающий воздушной стихии, берется учить летчика, как надо воевать.
Пицхелаури сумел, конечно, призвать зарвавшегося Пушкарева к порядку. За свою выходку летчик был наказан. Однако этот разговор заставил Пицхелаури серьезно задуматься. И тут он окончательно понял, что к сердцу летчика ведут многие пути, но самый короткий из них — это истинно боевое содружество. И действительно, как только начал капитан проявлять успехи в боях, первым к нему пришел тот же Пушкарев. Он извинился перед Пицхелаури, сказав, что глубоко ошибся, думая, что тот всего лишь человек разговоров, а не дела.
Искания капитана Пицхелаури привели его к серьезным успехам. С тех пор, как он сам стал летать, силы его, как воспитателя летчиков, их партийного вожака, увеличились во много раз. Зная каждого из них не по анкетам и не по рассказам других, а по личным наблюдениям за ними в бою, парторг стал куда лучше осуществлять то, что называется индивидуальным подходом к коммунисту. Но это еще не всё. Когда он сам стал летать на выполнение боевых заданий, ему понятны стали запросы всего летного состава. Боевое содружество политработников с летчиками является важным фактором, определяющим качество всей партийно-политической работы в авиачастях. Для того, чтобы умело вести эту работу, нужно обладать не только хорошей политической подготовкой, но и определенными военными знаниями. Сочетание этих двух качеств раскрывает перед политработником широкие перспективы, создает ему прочный авторитет, делает его истинным воспитателем офицеров-летчиков.
Танк и бронеавтомобиль, построенные на средства учеников школы №19 Автозаводского района города Горький.
«Прошу передать работникам и учащимся неполной средней школы Автозаводского района г. Горького, собравшим 20000 рублей на строительство танка «Автозаводский школьник», мой горячий привет и благодарность Красной Армии», - из телеграммы И. В. Сталина.
]]>
Публикация графических материалов, содержащих нацистскую или фашистскую символику не является пропагандой идей нацизма или фашизма и производится только с историческими, научными, информационными, просветительскими целями, а также способствует формированию негативного отношения к идеологии нацизма и не используется для оправдания преступлений фашистской Германии.
Весной 1942 года в Демянске была проведена малоизвестная десантная операция. Спустя 70 лет жители Демянска собрались почтить память бойцов сражавшихся на демянской земле и открыть памятный мемориал войнам десантникам...
Последствия пребывания фашистов в Брестской крепости. Чудовищные воронки, в которых были захоронены советские солдаты. Раскопки, которые помогли пролить свет на некоторые тайны Великой Отечественной Войны.
В годы войны собаки были связистами и санитарами, диверсантами и разведчиками. Их армейская «служба» широко не афишировались, хотя подвиги четвероногих бойцов впечатляют и по прошествии многих лет после Второй мировой войны...
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.pomnivoinu.ru/ обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и с точкой зрения авторов комментариев. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.