В паре-тройке сотен километров от города-героя, название которого, кстати, по странному стечению обстоятельств произошло от старорусского слова "Мокша" - Болото, находится Урочише Горелое Болото - мёртвая местность посреди красивейшего леса...
Начните поиск с опроса всех здравствующих родственников. Помните, что любая мелочь или самая неожиданная семейная легенда могут оказаться ключом к открытиям или хотя бы указать направление поисков...
В рождественские дни 1942 года в историю Великой Отечественной была вписана ещё одна страница, страшная и героическая. Наш десант был уничтожен. Но это было одним из тех поражений, которыми солдаты, до конца исполнившие свой долг, могут гордиться.
Целый день ушел на то, чтобы ознакомиться с фронтон предстоящих работ. Офицер Литвинов вместе с другими осматривал берега реки. Измеряли глубину, исследовали грунт, прикидывали, что можно использовать из старого оборудования этого участка железной дороги. Открылась не слишком отрадная картина. Старый мост через реку был настолько разрушен при отступлении, что восстановить его в короткий срок было невозможно. На месте опор из воды торчали бесформенные груды камня и арматуры. Взорванные пролетные строения затопил разлив, железные балки и куски рельсов были разметаны взрывом на многие сотая метров. На десяти километрах пути, подлежащих восстановлению, заняли глубокие ямы. Шпалы были сброшены и проколоты, каждое звено рельсов разорвано во многих местах. Несведущему человеку могло показаться, что нужны многие месяцы работы, чтобы снова здесь загудели паровозы. Но думают и делают советские военные железнодорожники.
- Нам дано двадцать дней, — сказал Литвинов своим спутникам, когда осмотр был закончен. — Двадцати дней вполне достаточно, чтобы построить новый мост и восстановить полотно. При старании этот срок даже можно уменьшить денька на два...
В этот момент резкий свист снаряда, а потом и разрыв заставили всех оглянуться назад. Немецкий снаряд разорвался метрах в трехстах.
- Нас, кажется, увидели, — заметил Литвинов. — Садитесь, товарищи, поехали. Не нужно без надобности подвергаться опасности.
Ночью железнодорожники офицера Литвинова выгрузились на берегах реки. Рано утром на следующий день работы уже шли по всему фронту восстановлении. За двадцать дней предстояло построить новый мост длиною в 412 метров, сделать новые подходы к нему, заново приготовить десять километров пути. Только при постройке моста потребовалось уложить 2.500 кубометров леса и 9.000 кубометров земли, забить 686 свай, столько же поставить стоек, обстроить опоры.
Интересно, что немцы в свое время восстанавливали два пролета этого же моста и потратили 38 дней. Нашим железнодорожникам предстоял более солидный объем работ. К тому же на реке начался ледоход, вода с каждым днем прибывала, а противник днем и ночью засыпал строительство снарядами и бомбами. До него отсюда в одну сторону было семь километров, в другую — десять. Последние звенья полотна лежали всего в шестистах метрах от немецких позиций. Работы велись круглые сутки. Начальник строительства за день успевал побывать на всех участках. То он находился там, где забивали сваи, то подплыл на лодке прямо в копрам, то посещал места, в которых заготовлялись рамы, то проверял, как бойцы укладывают путь, или ездил в лес, где шла заготовка свай и лесоматериалов. В первый день были кое-какие неполадки, и Литвинову приходилось на ходу исправлять иx. На вторые сутки уже все подразделения выполняли заданный объем работ. А на третьи было сделано гораздо больше, чем планировалось.
Вражеские снаряды почему-то чаще всего попадали в те места, где работали коперщики — сержант Травников и рядовые Бычинин и Хаустов.
- Сержант, летит! — кричал Хаустов соседу.
- Это не ваш, — отвечал Травников.
Один раз осколок подсек стойку, на которой находился Бычинин. Боец свалился в воду, но выплыл. За мужество, стойкость и высокую выработку в этот день командование наградило сержанта Травников» орденом Красной Звезды, а рядовых Хаустова и Бычинина медалями «За боевые заслуги». Весть о первом награждении быстро разнеслась по всему строительству, и работа закипела еще напряженнее. Немцы усилили обстрел района. По утрам в небе показывалась проклятая заря, и вражеская дальнобойная артиллерия производила сильные огневые налеты. Ночами немцы бомбили мост. Появились убитые, раненые. Но, как всегда, опасность еще крепче сплотила коллектив. На седьмые сутки был такой случай.
Осколок снаряда сразил наповал коперщика Иконникова. Место убитого заняла девушка Калункая. 26 часов без смены работала она за копром Иконникова. Ей предлагали отдых, замену. Девушка отвечала:
- Забью сваи, потом уйду... Иконников обещал не уходить со своего поста до конца работы... Я его волю выполню...
Коперщики, машинисты, монтажники, трактористы, плотники, кузнецы, слесаря, техники, инженеры, — солдата и офицеры всех специальностей работали интенсивно и самоотверженно. 300—400 процентов плана за день давали многие подразделения. Мост рос не по дням, а по часам.
Две ночи подряд пришлось работать без света. Вражеские самолеты беспрерывно висели над мостом и сыпали бомбы. А. ночи стояли безлунные, темные. Только взрывы бомб на мгновение освещали мост, и потом снова становилось темно. Особенно трудно было в такие ночи подразделению тов. Резниковского, бойцы которого устанавливали с помощью крана пролетные строения. Обращение с краном требует от обслуживающего персонала исключительной аккуратности и точности, и управлять его работой в темноте было крайне тяжело.
Паровоз, па котором смонтировал кран, медленно двигался вперед. Перед ним шел сам Резниковский и громко командовал: - Два метра вперед!..
- Еще метр!..
- Полметра вперед!..
Паровоз не доходил 50—60 сантиметров до края смонтированного пролета и останавливался. Впереди был обрыв, внизу чернела вода.
Самоотверженный труд железнодорожников увенчался полным успехом. Весь участок офицера Литвинова был сдан в эксплуатацию на два дня раньше срока, установленного командованием. Это был тридцать первый железнодорожный мост, построенный Литвиновым за время войны. Была в разгаре распутица. Весенние воды размывали грунтовые дороги и просека. Части N соединения распутица мало беспокоила. Боеприпасы, продовольствие и вооружение доставлялись нм по железной дороге близко к передовым позициям.
Танк и бронеавтомобиль, построенные на средства учеников школы №19 Автозаводского района города Горький.
«Прошу передать работникам и учащимся неполной средней школы Автозаводского района г. Горького, собравшим 20000 рублей на строительство танка «Автозаводский школьник», мой горячий привет и благодарность Красной Армии», - из телеграммы И. В. Сталина.
]]>
Публикация графических материалов, содержащих нацистскую или фашистскую символику не является пропагандой идей нацизма или фашизма и производится только с историческими, научными, информационными, просветительскими целями, а также способствует формированию негативного отношения к идеологии нацизма и не используется для оправдания преступлений фашистской Германии.
В день тактических учений первая рота батальона морской пехоты Каспийской флотилии отрабатывала свои действия в наступлении: от выдвижения из глубины своей обороны до атаки переднего края противника.
Путешествие по заброшенным объектам ПВО в Московской области. Заброшенный многоэтажный военный бункер в Вороново. Зенитно-ракетный комплекс С-300 в Ермолово. Заброшенная позиция ЗРК С-125 "Печора" в Головинке.
Близ Корпово было в мае 1997 года сначала спланировано, а потом наполнено и приведено в надлежащий вид мемориальное солдатское кладбище. Немецкое. Там похоронены солдаты когда-то победоносного Вермахта. Немцы лежат в самой что ни на есть русской земле
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.pomnivoinu.ru/ обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и с точкой зрения авторов комментариев. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.