Боевые действия под Ленинградом в августе 1941 года развивались весьма драматично, фронт трещал по швам, враг имел здесь полное господство в воздухе а в танках превосходил наши силы в пятнадцать раз...
Задача у разведчиков в тот день была непростая: снять вражеского часового, разместившегося на горном уступе (или на одном из этажей разрушенного здания) и захватить важные документы, уничтожив небольшую автоколонну противника...
Начать этот рассказ можно с разных моментов времени: у этой истории несколько начал. Одним из её начал стал октябрь 2012 года. Именно тогда известный питерский военный историк Баир Иринчеев получил от своих шведских коллег загадочное письмо...
Одной из особенностей нынешней воздушной обстановки является насыщение поля боя зенитной артиллерией и зенитными пулеметами. Это обстоятельство заставляет летчиков и командиров групп, перелетающих линию фронта, применять противозенитный маневр.
Обычно немецкие зенитные батареи располагаются треугольником вокруг охраняемого объекта и удалены от всего до четырех километров. Кроме того, часть малокалиберных артиллерийских средств и зенитных пулеметов стоит па позициях, непосредственно примыкающих в объекту. Такое размещение артиллерии позволяет вести заградительный огонь, перекрестный или на учреждение.
Самый процесс стрельбы происходит примерно так. Получив уведомление от наблюдательных постов о том, что приближаются наши самолеты, немцы приводят в готовность свои орудийные расчеты и средства управления огнем. Известно, что успех обстрела зависит от первых залпов. Поэтому немцы, дав несколько отдельных выстрелов для установления реперов корректировки, временно прекращают огонь и производят расчеты. В момент подхода самолетов к основному сектору обстрела зенитные батареи противника открывают прицельный огонь на поражение. По мере того, как наши штурмовики или бомбардировщики приближаются к объекту, вступают в действие все виды зенитных средств противника. Они ведут особенно интенсивный огонь в момент выхода наших самолетов па боевой курс и позже, когда самолеты выдерживают прямую для контрольного фотографирования результатов бомбового удара. Действуя так, немцы рассчитывают на наибольшую вероятность попадания, так как в эти моменты противозенитный маневр группы значительно стеснен.
Маскировке объекта, созданию ложных целей и отвлечению наших экипажей к ложным целям немцы придают большое значение. В этом деле участвуют у них и зенитчики. В том случае, когда вражеские зенитчики не убеждены, что наши летчики точно обнаружили объект, они всячески стараются направить самолеты на ложную цель. В ее районе организуется движение, имитируется стрельба зенитной артиллерии. При сбрасывании бомб на ложную цель (хотя бы одним экипажем) там немедленно возникают пожары и взрывы, сопровождаемые черными и цветными дымами, и т. д. В этих случаях зенитные батареи противника не открывают огня, так как по их расположению можно довольно быстро найти объект. Были случаи, когда немецкие зенитные батареи, ведя перекрестный огонь, создавали справа и слева от наших самолетов сплошную степу разрывов, оставляя для полета бомбардировщиков узкую полосу по направлению на ложную цель.
Наши летчики накопили большой опыт преодоления зенитного огня противника. Однако действия некоторых экипажей подчас всё же не свободны от ошибок. Один из основных недочетов такой: отдельные экипажи нарушает общий строй и боевой порядок. Бывают случаи, когда некоторые летчики под воздействием зенитного огня противника начинают применять свой собственный, кустарный, чаще всего ошибочный, противозенитный маневр. Для правильной организации и проведения противозенитного маневра командиру группы необходимо еще на земле подготовить ведомых, указав им скорость, высоту и интервалы, условные сигналы, последовательность действий и перестроений.
Боевой порядок группы бомбардировщиков или штурмовиков должен строиться в первую очередь с расчетом на эффективное поражение цели. Вместе с тем при построении боевого порядка следует помнить о силе огневого взаимодействия в группе, о ее способности к отражению атак истребителей противника. Немцы обладают широко развитой сетью постов наблюдения, расположенных всего в одном—двух километрах от линии фронта и оборудованных приборами наблюдения и расчета, данные которых немедленно передаются на командные пункты зенитной артиллерия. Поэтому необходимо начинать противозенитный маневр еще до перелета линии фронта. Для этого надо шить некоторый запас высоты и пересекать линию фронта с незаметным снижением на повышенной скорости, делая небольшие повороты по курсу, независимо от того, ведет огонь зенитная артиллерия немцев или нет. Такой маневр вводит в заблуждение наблюдательные посты противника, и его зенитные батареи, естественно, получают ряд противоречивых данных.
Правильно поступают те летчики, которые, избирая маршрут к цели, стараются обходить очаги сосредоточения вражеских зенитных средств. Они придерживаются в своей практике основного правила: никогда не иди па цель прямо и не прекращай противозенитного маневра до начала боевого курса. Прибавим к этому несколько слов о маневре по направлению в зоне зенитного огня. Здесь не рекомендуется делать закономерные повороты (сначала вправо, потом влево), а нужно стараться разнообразить их, чередуя с короткими прямыми. Точно так же и маневр по высоте не должен быть резко выраженным. Чередуясь с отрезками горизонтального полета, он будет образовывать короткие «площадки».
Наиболее опасным, в смысле возможности поражения, является боевой курс бомбометания, а также выдерживание прямой для контрольного фотографирования. Именно тут противозенитный маневр должен строиться на строгом расчете, основанной на знании тактико-технических данных зенитной артиллерии противника и своего самолета. Зная, скажем, расположение и калибр зенитных орудий противника (хотя бы примерно), заданную высоту бомбометания, можно точно сказать, на каком отрезке боевого пути и сколько времени самолет будет находиться под воздействием вражеского огня.
Каждый летчик стремится как можно быстрее начать противозенитный маневр после сбрасывания бомб. Однако, обязательно нужно выдерживать прямую для контрольного фотографирования. Этим часто пользуются вражеские зенитчики, ведя огонь на поражение. Между тех правильный расчет летчика позволяет избежать поражения. Допустим, что при некоторой скорости самолета экипажу для серийного сбрасывания бомб требуется 4—5 секунд. Предположим, что время падения бомб с этой высоты будет равно 21 секунде. Значит, до момента первого разрыва у летчика в запасе есть 16 секунд, в течение которых он должен как будто выдерживать прямую для контрольного фотографирования. Однако, вовсе не нарушая условий фотосъемки, можно сделать маневр по высоте и снова стать на горизонтальный полет.
Это изменение высоты заставит вражеских зенитчиков не рассчитать данные для стрельбы. А тем временем экипаж сумеет произвести контрольные снимки и, начав новый маневр, выйти из зоны обстрела. Имеется еще целый ряд приемов, когда путем расчета можно найти и использовать «мертвые воронки» обстрела. Еще одно замечание. Во время противозенитного маневра нельзя подходить вплотную к нижней кромке облаков, так как она обычно бывает пристреляна зенитчиками. Тут лучше применить маневр со снижением.
Танк и бронеавтомобиль, построенные на средства учеников школы №19 Автозаводского района города Горький.
«Прошу передать работникам и учащимся неполной средней школы Автозаводского района г. Горького, собравшим 20000 рублей на строительство танка «Автозаводский школьник», мой горячий привет и благодарность Красной Армии», - из телеграммы И. В. Сталина.
]]>
Публикация графических материалов, содержащих нацистскую или фашистскую символику не является пропагандой идей нацизма или фашизма и производится только с историческими, научными, информационными, просветительскими целями, а также способствует формированию негативного отношения к идеологии нацизма и не используется для оправдания преступлений фашистской Германии.
Вторая глава фронтовых мемуаров "Ванька ротный" посвящена Ржевскому укрепленному району, Ржевско-Вяземской линии обороны. Данный отчет представляет собой попытку пройти по местам, описанным в вышеуказанной книге...
История музея началась в 1998 году. Тогда, по инициативе вице-президента АО «АВТОВАЗ» К. Г. Сахарова, в мэрии Тольятти было принято постановление «О разрешении ОАО «АВТОВАЗ» проектирования музея техники»...
Продолжение отчета о поездке в Волгоград, состоявшейся 18-20 ноября 2012 года. Прогулка по городу: Мамаев Курган, Родина-Мать, Зал Воинской Славы, Площадь Скорби, мемориальный комплекс близ деревни Россошки...
70 лет назад, в августе-сентябре 1942-го, проходила Усть-Тосненская наступательная операция, в результате которой был взят удобный Ивановский плацдарм, а немецкое командование отказалось от штурма Ленинграда...
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.pomnivoinu.ru/ обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и с точкой зрения авторов комментариев. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.