Моей маме в июле 1941г. исполнилось 16 лет. Коренная москвичка. В октябре 1941г. ушла добровольцем в армию. Полгода учебки в МШРС (Московск. школа радиоспециалистов) тогда еще подмосковном Тайнинском и фронт, с марта 1942г. по май 1945г. Демобилизация июнь 1946г. из Австрии. Сначала, предыстория, потому как об этом эпизоде я, может быть бы, никогда бы и не узнал. Возвращаюсь из заграницы, после месячного отдыха с подарками. Накануне звоню маме и говорю, что в день прилета обязательно заеду к ней. Однако полет, переезд по пробкам а, главным образом, горячительное из Duty Free, к которому изрядно приложился ещё в самолете, сделали свое дело: зайти не получилось. На следующий день еду к ней с некоторым чувством вины. С порога, начинаю оправдываться, какой был тяжелый перелет: рейс задержали, в самолете плохо работали кондиционеры, расстояние между сиденьями для гномов, очереди в ТУАЛЕТ, вымотался окончательно, приехал и сразу уснул в коридоре. На что с легкой усмешкой и пошло следующее повествование. Случилось ей на фронте заболеть малярией (до этого я вообще не слышал, что в наших- то широтах страдали этой напастью фронтовики). Дело было где-то у границы с Польшей (1-ый украинский фронт). Прифронтовой медсанбат забит ранеными. Лежит она в палатке - просто лежит, лекарств нет лечить не кому и некогда. Начинает потихоньку загибаться - лихорадка, температура 40. Пришедший навестить старлей, выкатил какой-то презент нач. медслужбы и еле уболтал отправить её в госпиталь. На следующий день, с партией раненых 10-12 чел. их везут часа три в кузове полуторки по ухабам и под дождем на полевой аэродром, где сгружают под открытым небом (заметьте поздняя осень). Костер разжигать нельзя - маскировка. Молодец, приставленный санитар, раздобыл сена и натянул тент. Причем мама, как полу – ходячая, принимала активное участие в разбивке бивака. Сгрузили вечером - самолет подали утром. (Это те не ВИП зал, на минуточку) Погрузка - на пол в салон с мужиками и в тыл. Климат контроль в лайнере, как Вы понимаете, не работал. Холод собачий. Маму колотит - Паркинсон отдыхает. Мордатый летчик, слегка подшофе, видя её бедственное состояние, притом единственная дама в салоне, заставил выпить спирта и надломил плитку шоколада. Мама купилась на шоколад - для неё немыслимая роскошь. Она ему говорит, разбавь спиртягу - в ответ говорит не а - тогда не поможет. До сего дня говорила она, помнит обжигающую мерзость во рту с привкусом резины, алюминия и шоколада. ( Кстати помогло-не много согрелась и колотун поуменьшился). Дальше, больше. Летят, а навстречу отбомбившаяся немецкая колонна под прикрытием мессеров. И вот один из этих мессеров отделяется и начинает охоту за нашим Дугласом (могу ошибиться с маркой самолета, по-моему она говорила Дуглас). Так вот Дуглас, с пробитым фюзеляжем в пике, задевая кроны, аллюром отрывается (или немец не захотел догонять, наверное топливо у него кончалось на возврате). Никого не задело, но прострелили бак с фекалиями, которые растеклись по салону. Я в изумлении спрашиваю: КАКОЙ ТАКОЙ БАК?? Оказывается, в хвосте самолета - "Туалет", привязанная ремнями к борту емкость, занавешенная замызганным одеялом (спецом для перевозки раненых оборудовали). ( Это те не бизнес класс). На вираже они кубарем покатились к кабине пилота и маму завалило телами. Не успели разобраться, резкий подъём и по фекальному полу покатились в хвост. Стоны, маты, крики. Когда выгружались, от неё пахло отнюдь не Армани. Из всей этой истории, это обстоятельство, как мне показалось, ей больше всего не понравилось – девушка 18ти лет.. ЗАНАВЕС. Рассказывала она это, заметьте, первый раз (а мне уж было 40 лет) таким будничным спокойным тоном, как будто о поездке на дачу. ТЕПЕРЬ представьте себе, как я бледно выглядел со своим опусом о дискомфорте в перелете. Мелькнула мысль, что если бы кому-нибудь из нынешнего поколения Москвичей пришлось пережить подобное, то это бы послужило поводом трындеть на каждой пьянке, лечиться у психотерапевта и оправдывать свою не успешность по жизни, перенесенной душевной травмой.
P.S. Маму вылечили, вернулась в свой полк, Победу встретила в Австрийском Бадене. Ушла мама в 2003г. Раньше времени помогла уйти травма колена, полученная на фронте. В конце жизни очень трудно передвигалась. См. фото+наградной лист.
Я ищу документы, связанные со 109-ой гвардейской стрелковой дивизией: театр военных
действий – Венгрия, период – с 15.11 1944 по 20.11.1944 г.
В этот период стрелковая дивизия вела бои с 16-ой Венгерской Королевской артиллерийской
дивизией поблизости от населённого пункта Менде (Mende) в Тузберекском (Túzberek) лесу, в
районе хутора Цицка (Cicka-tanya) и пустоши Цифрахаза (Cifraháza puszta). Здесь проходила
линия Аттила (Attila). Я ищу такого человека, который имеет доступ к документам военных
архивов. В Венгерском военном архиве нет документов по данной теме.
Ответ можно послать на следующий email адрес: acheron@vipmail.hu.
Крейсер заложен 31 июля 1979 года на судостроительном заводе “Имени 61-го коммунара”. Назван по ходатайству Совета ветеранов Великой Отечественной войны КЧФ в честь крейсера, погибшего в 1942 году в Севастопольской бухте, защищая Севастополь.
Коле Сиротинину выпало в 19 лет оспорить поговорку «Один в поле не воин». Но он не стал легендой Великой Отечественной, как Александр Матросов или Николай Гастелло.
Рассказ о том, как латвийские власти развернули ужасающую стройку новых домов на месте Саласпилского лагеря смерти и местах захоронения пленных солдат.
На заводе "Metropolitan Carriage and Wagon" в Бирмингеме в рассыпающемся свете металлических искр летящих, летящих во все стороны от причудливых каркасов и под грохот молотков клепальщиков, рождалась танковая мощь Британской Империи...
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.pomnivoinu.ru/ обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и с точкой зрения авторов комментариев. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.